Архив статей журнала
В статье сделана попытка найти ответы на вопросы, как представлен актуальный екатеринбургский паблик-арт в публикациях крупнейших городских СМИ и отражаются ли в журналистских текстах художественные особенности произведений искусства. Объектом статей стали произведения, созданные в рамках третьего сезона паблик-арт программы «ЧО» 2022 года: «Вытирайте ноги, проходите» анонимного автора, «Городские идолы» Натальи Пастуховой, «Техногенное гнездо» Веры Ишутиновой, «Самородок» Екатерины Рейшер, «Навсегда» Галины Беловой и Маргариты Хаак, «Визмут» арт-группы ХО ГУЙ, Wall_For_Scroll Олеси Ильенок, «Портал» Красила Макара, «Индустриальный младенец» арт-группы LKKL. Для работы были выбраны пять наиболее цитируемых СМИ Свердловской области согласно рейтингу компании «Медиалогия»: URA. ru, Е1. ru, «Комсомольская правда – Екатеринбург», «Европейскоазиатские новости», 66. ru. Всего было проанализировано 34 публикации.
Основным методом исследования стал семантический анализ текстов, позволяющий выделить их смысловое содержание. Авторы также рассматривали тексты на наличие маркеров, свидетельствующих о том, что журналисты рассматривали произведения искусства с точки зрения художественных особенностей последних: взаимодействие арт-объекта с городским пространством – с историческим контекстом места и его актуальным состоянием; технические и визуальные особенности работы – материалы, форма, колорит, фактура, масштаб, референсы внутри истории искусства. В результате проведенного анализа авторы статьи приходят к выводу, что подавляющее большинство текстов СМИ о паблик-арте носят информационный характер и в форме прямых или косвенных цитат передают читателям мнения художников – создателей арт-объектов, а также кураторов и организаторов фестивалей. В отдельные статьи интегрированы «кликбейтные» заголовки, журналисты описывают кейсы в связи с косвенными аспектами жизни художников. В рассмотренных текстах не встречается попытка проанализировать художественные особенности паблик-арт объектов, их связи с историческим и актуальным контекстом места не актуализируются, произведения не рассматриваются как инструменты работы с локацией. Отдельные тексты содержат информацию, связывающую актуальные паблик-арт-объекты с городской историей искусства или выделяющие отдельные художественные характеристики произведений – такие, как интерактивность или масштаб. Полученные результаты позволяют не только оценить текущую репрезентацию темы наследия в региональных интернет-СМИ, но и инициировать новые обсуждения механизмов работы с наследием и их роли в современной новостной повестке и жизни российских городов.
В статье представлен обзор произведений медиаискусства XX-XXI веков, мультимедийных инсталляций, направленных на создание условий для целенаправленной концентрации внимания, созерцательного опыта и медитации. Рассматриваются различные подходы художников к использованию цифровых технологий для организации пространств, способствующих сосредоточению и самонаблюдению. На основе анализа существующих работ предложена классификация произведений по типу взаимодействия со зрителем.
В статье исследуется эволюция взаимодействия медитативных практик и медиаискусства, от ранних экспериментов со светомузыкой до современных иммерсивных инсталляций с биометрической обратной связью. На основе анализа ключевых произведений медиаискусства XX-XXI веков прослеживается трансформация художественных методов достижения измененных состояний сознания через цифровые технологии. Особое внимание уделяется пионерским работам Булата Галеева и Августа Ланина в области светомузыкальных установок для космической медицины и их влиянию на современные художественные практики. Рассматривается вклад медиахудожников в развитие новых форм медитации, включая работы Джеймса Таррелла, Марико Мори, Олафура Элиассона, Рефика Анадола и других признанных в мире искусства авторов, использующих передовые технологии для создания иммерсивных пространств.
Методология исследования основана на междисциплинарном подходе, объединяющем искусствоведческий анализ и технологические аспекты создания медитативных пространств. В работе систематизированы различные подходы к использованию биометрических данных в медиаискусстве, от индивидуальных капсул до коллективных инсталляций, и проанализирована их эффективность в достижении медитативных состояний у зрителя. Результаты исследования показывают, что современное медиаискусство не только наследует традиции классических медитативных практик, но и создает принципиально новые формы взаимодействия человека с цифровой средой, способствующие достижению глубоких состояний осознанности и внутреннего покоя. Выявлена тенденция к персонализации художественного опыта через использование нейроинтерфейсов и биометрических датчиков, что открывает новые перспективы в области арт-терапии и современного медиаискусства.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения описанных художественных методов в создании терапевтических пространств, проектировании общественных зон психологической разгрузки и разработке новых форм цифрового искусства. Материалы статьи могут быть использованы в образовательных программах по медиаискусству, а также при проектировании релаксационных пространств в урбанистической среде.
В данной статье рассматривается визуальное изображение системы корейского письма (Хангыля) в работах современных южнокорейских художников как ключевой элемент культурной идентичности и самоопределения Южной Кореи. Хангыль, являющийся корейской письменностью и важным символом независимости корейской культуры от японской, призван был способствовать повышению уровня грамотности населения. Хангыль играл ключевую роль в массовом просвещении, обеспечивая доступность знаний, связывал различные слои общества и служил важным инструментом в распространении культуры и образования. В современных условиях глобализации и цифровизации художники все чаще обращаются к корейскому алфавиту, используя его в своих инсталляциях с применением цифровых технологий и мультимедийных форматов, что позволяет им не только сохранить культурное наследие, но и переосмыслить его через призму цифровой эпохи. Через такие работы Хангыль приобретает новые формы выражения, становясь значимым визуальным и философским символом. Примеры выставок и инсталляций, таких как экспозиции в Национальном музее Хангыля и музее Кансон, демонстрируют не только значимость Хангыля в сохранении культурного наследия, но и его роль как связующего звена между традицией и инновацией, подтверждая его актуальность в современном обществе и значимость для корейской национальной идентичности.
Так, в качестве примера в статье описывается выставка в Национальном музее Хангыля (Сеул, 2017 год), посвященная «Хунминчжоным» – трактату, объясняющему принципы создания и использование алфавита, где визуальные и звуковые элементы создавали уникальное пространство, а традиционный корейский алфавит воспринимался через призму современности. Еще один пример – инсталляция Кан Ик Джуна «Кванхвамун Ариран» (2020), включающая элементы цифровых технологий, выражающая политическую и культурную идеи, стремление к единству и сохранение памяти. Кан Ик Джун при помощи своей инсталляции «Стена Хангыля» (2024 год) интерпретирует корейский алфавит средствами современного искусства, не снижая при этом его значимости.
Автор приходит к выводу, что через изображение Хангыля художники раскрывают мощный визуальный образ, не оставляющий равнодушным носителей корейской культуры. В контексте глобализации и технологических изменений, Хангыль сохраняет свою уникальность и служит важным инструментом для выражения корейской самобытности и культурной памяти. Хангыль, будучи стимулом для творческих процессов, продолжает вдохновлять художников, формируя новое пространство для самовыражения.