Архив статей журнала
Интерес к современной китайской культуре связан с процессами активизации политических, экономических и культурных связей между Россией и Китаем. Для успешного делового сотрудничества с Китаем необходимо понимать специфику китайской деловой культуры, в связи с чем увеличивается количество исследований по данной тематике. Целесообразно изучать китайские бизнес-практики, в том числе в цифровом контексте, основываясь на социокультурных традициях китайского общества. Актуальность исследования заключается в том, что культурный концепт «лица» имеет центральное место в китайской системе ценностей, являясь ключом к пониманию национального характера китайцев, культурных и деловых практик Китая. Различные коммуникативные стратегии и культурные практики в современном китайском обществе, в том числе и в бизнесе, базируются на смысловых традициях концепции «лица», органично вписанных в коллективный интеллект китайского народа. В цифровом мире межкультурные деловые коммуникации переходят в новые форматы, создавая иную субкультуру, в которой менеджмент «лица» также видоизменяется. Данные онлайн-практики «работы над лицом» становятся неотъемлемой частью современной китайской деловой культуры и заслуживают особого внимания.
Цель: на основе анализа практик в китайской деловой культуре определить сущность и формы менеджмента «лица» и рассмотреть влияние цифровых трансформаций на деловые практики «работы с лицом».
Результаты: описаны универсальные и специфичные аспекты феномена «лица» в социальных и деловых коммуникациях. Показано, что управление «лицом» - сложный коммуникативный механизм, которому присущи ситуативность и динамичность. Выявлено, что концепт «лица» имеет в цифровой культуре важное значение в глокальном контексте делового взаимодействия. В процессах цифровизации менеджмент «лица» обнаруживает новые форматы, например бизнес-коммуникации в WeChat, однако традиционные культурные практики, связанные с «лицом», по-прежнему оказывают существенное влияние на деловое общение. Вывод: сложность овладения навыками менеджмента «лица» в процессах кросс-культурных коммуникаций вызвана наличием различных неписаных социальных ритуалов, связанных с «лицом», которые иностранцу вне контекста китайской социальной среды могут быть непонятны.
Актуальность: транспорт рассматривается как один из факторов, который формирует общественное благосостояние. Однако в обществе присутствуют противоречивые запросы, ожидания и оценки транспортных решений в зависимости от возраста, гендера и места проживания пассажиров. Существование разрыва определяется объективной плотностью и насыщенностью современных городских агломераций. Кроме того, изменяется возрастной и гендерный состав участников движения, который формирует свои потребности и запросы к организации инфраструктуры. Цель: выявление оснований отличий и разрывов оценок городскими акторами транспортных решений, последствий таких разрывов.
Методы. В работе представлены результаты комплексного междисциплинарного исследовательского проекта, который позволил описать транспортное поведение основных участников пассажирских перевозок. Авторы использовали гибридные приемы поиска информации: видеосъемки пассажирских и транспортных потоков города Кемерова и Кемеровского района, анкетный опрос, контент-анализ социальных сетей, официальных страниц, сайтов и порталов.
Результаты: различаются установки, направленные на актуализацию проблемы реформирования транспортной системы, вариантов и перспектив ее трансформации в условиях реактивного взаимодействия горожан с властью (например, критика решений органов власти, демонстрация недоверия или недовольства, коммуникации по поводу транспортной реформы для достижения иных целей).
Выводы: деятельным инструментом качественного изучения новых транспортных изменений может послужить использование цифровых решений, позволяющих собирать быстрые, реактивные параметры, касающиеся городских транспортных коммуникаций в ресурсном пространстве сетевых и «облачных» городских сообществ.
Актуальность проблемы социокультурной идентичности в интернет-пространстве связана с глобализацией и цифровизацией, которые стирают культурные границы и способствуют культурной гомогенизации. В связи с возникновением новых форм социального взаимодействия, которые открывает Интернет, пересматривается значение понятия «идентичность». В Интернете общее пространство представляет собой прямой результат синергии и взаимосвязанности. Одним из важнейших факторов развития коллективной идентичности является коммуникация. Интерес к данной проблеме обусловлен воздействием медиапространства на человека и его социокультурную идентичность.
Цель: анализ влияния идеологии космополитизма в виртуальном пространстве на идентичность и образ жизни людей.
Результаты: доказано, что Интернет стирает географические и культурные границы, что приводит к формированию идентичностей, которые объединяют элементы разных культур, создавая новые формы культурного опыта.
Выводы: различие между реальной и виртуальной идентичностью становится более заметным. Люди могут вести совершенно разные жизни онлайн и офлайн, что может создавать конфликты или, наоборот, обеспечивать более полное выражение своей индивидуальности. Интернет не только предоставляет новые возможности для самовыражения и культурного обмена, но и бросает пользователям новый вызов в отношении понимания и сохранения своей идентичности в условиях постоянно меняющегося цифрового ландшафта.