Архив статей журнала
The article is devoted to the influence of material culture and ritual practices on the modern ethnic identity of the Kalmyk people. Currently, a kind of ethnic “renaissance” is taking place in Kalmykia, which manifests itself both in the transformation and reactualization of existing ethnic trends, as well as in the construction (reconstruction) of neo-ethnics, the search for new motives of ethnic identity. In addition, there is a local “local” identity, an association of oneself with the administrative region of residence, each of which has its own established ethnocultural specifics. Such ethnotransformation processes were reflected in the related religious and civic affiliation, in the view of one’s own history and one’s own place in this world. The specificity of the ethnic “renaissance” in modern Kalmyk society is associated with the processes of ethnocultural adaptation of Kalmyks among the peoples of the Volga region and the North Caucasus after their arrival on the Volga in the XVII century. In the XIX-XX centuries, the reduction of pasture lands led to a crisis of nomadic economy and caused the gradual transition of the Kalmyk people to a sedentary lifestyle. However, the Kalmyks did not copy the way of life of neighboring sedentary peoples, but adapted it to their needs based on their own ideas about the world order. Ethnic specificity is reflected in the rituals of the life cycle, as well as calendar rituals. Currently, there has been a change in the maternity rite only in the methods and place of delivery. However, during the prenatal period, food and behavioral prohibitions imposed on a woman persist. Thus, the isolated residence of Kalmyks in the Lower Volga region in a non-ethnic, non-confessional and foreign-speaking region, connected by common origin, common history, customs and aware of themselves as a whole since the 19th century, led to the formation of their ethnic identity. Since the second half of the twentieth century, when the Kalmyks gradually lost some of their specific features, this led to a change in ethnic identity. The processes of changing various aspects of ethnic culture represent the life of an ethnic group, a living process of its development and transformation.
Сибирский корпус русской армии защищал земли Западной Сибири и Восточной Сибири. Целью исследования является изучение биографий командиров Сибирского корпуса в 1777-1789 гг. Н. Г. Огарева и Н. С. Федцова. Методологической основой работы стали важнейшие принципы исторической науки - историзм, научная объективность, системность. Исследование опирается на биографический, описательный, проблемно-хронологический, структурный, количественный и сравнительно-исторический методы. В результате исследования удалось восстановить основные этапы биографий командиров Сибирского корпуса генерал-поручика Н. Г. Огарева и генерал-майора Н. С. Федцова. Генералы Н. Г. Огарев и Н. С. Федцов принадлежали к старым родам русских дворян, были помещиками. Генералы Н. Г. Огарев и Н. С. Федцов были почти сверстниками и начали службу солдатами в полках гвардии - Измайловском и Конной гвардии, что позволило им в возрасте 20 лет стать армейскими офицерами. Н. Г. Огарев и Н. С. Федцов прошли тяжелую школу Семилетней войны, позднее участвовали в войнах с Османской империей и с конфедератами Польши. В результате участия в этих конфликтах офицеры Н. Г. Огарев и Н. С. Федцов смогли сделать успешную военную карьеру в русской армии. Военная коллегия произвела Н. Г. Огарева и Н. С. Федцова в генералы и отправила командовать далеким Сибирским корпусом. В Сибири генералы проводили преобразование военных сил Сибирского корпуса по плану президента Военной коллегии фельдмаршала Г. А. Потемкина.
Целью работы является определение основных характеристик городской среды на Севере Сибири с помощью междисциплинарного анализа исследований 1960-1980-х годов. Целесообразность данного подхода связана с природно-климатическими особенностями региона. В этой связи изучаются отдельные работы, посвященные созданию комфортной городской среды на Севере Сибири. Предложенные идеи могут быть применены в современных государственных программах промышленного освоения Севера. Делается вывод о высоком интересе советских исследователей к проблеме создания комфортной городской среды на Севере Сибири с учетом природно-климатических особенностей региона. Выявляются наиболее востребованные модели обустройства. Исследователи указывали на необходимость планировать северосибирский город только комплексным методом, с учетом особенностей рельефа, ветровых условий и ландшафта. Кроме того, ученые отмечали важность введения новых нормативов по снижению выбросов, негативно влияющих на окружающую среду, проведение рекультивации земель, осуществление озеленения в зависимости от природных зон. Все эти меры позволили бы не разрушать до критического уровня устоявшийся биоценоз региона, рационализировать управление природными ресурсами и вписать город в существующее природно-климатическое пространство. Делается вывод, что отсутствие политической воли, экономический детерминизм и ведомственность не позволили воплотить предложенные идеи на практике. В результате, урбанизация и промышленное освоение Севера Сибири проходили с разрушением окружающей среды и созданием некомфортной городской среды. Указывается на возможность применения предложенных концепций для решения проблем и противоречий, унаследованных от советского периода освоения Севера, что позволит задать вектор современным проектам развития Сибири и Арктики.