Архив статей журнала
Предметом рассмотрения в статье являются малоизученные вопросы состояния здравоохранения и социокультурной сферы Ханты-Мансийского национального округа (1941-1945 гг.). На основе введения в научный оборот новых документов, определены условия и факторы изменений; основные задачи и их реализация в исследуемых сферах. В центре внимания - анализ факторов, оказавших влияние на финансовое, кадровое, материальное обеспечение состояния учреждений в изменившихся условиях военного времени. Автор выявляет существование типичных проблем в положении здравоохранения, образования и культуры, способов преодоления трудностей. Большое внимание в статье уделено анализу фактов, показывающих работу системы здравоохранения в рамках задач, определенных Наркомздравом СССР по охране здоровья населения (детского, в первую очередь), недопущения эпидемий. В состоянии школьного дела охарактеризованы дискуссионные вопросы, касающиеся количества школ; контингента учащихся разных ступеней обучения; проблемы охвата всеобщим обучением детей 8-15 лет; численного и кадрового состава учителей. Систематизирован материал и о подготовке кадров в средних специальных учебных заведениях округа, проанализированы количественные показатели и условия деятельности, материально-бытовое положение учителей и учащихся. Рассмотрена ситуация с культурными учреждениями Югры. Фактически, лишенная окружного централизованного руководства, сфера культуры финансировалась по остаточному принципу, но вносила свой посильный вклад в решение задач по культурному обслуживанию населения, являясь транслятором государственно-патриотических идей. Автор формулирует вывод, что здравоохранение, образование и культура несмотря на колоссальные сложности военного времени, в целом выдержали испытания, выполнили возложенные задачи, и как весьма значительная часть тыла, внесли свой вклад в победу в тяжелейшей войне советского народа. Научная новизна и практическая значимость представленных материалов, определяются введением в научный оборот новых архивных документов, уточнением и расширением представлений о социокультурных процессах в регионе, их теоретическим осмыслением на основе модернизационной парадигмы и системного подхода. Полученное новое знание, систематизированное и структурированное может найти применение как в научных исследованиях, так и в образовательном процессе, а также социокультурных проектах ХМАО. Вполне очевидно, что интерпретация истории Югры военных лет как тылового района, нуждается в существенном расширении традиционной тематики и постановке новых исследовательских проблем. Необходимо обратить внимание на разные аспекты жизни тыла, в том числе и в социальной сфере. Сложность военной эпохи (включая повседневную жизнь разных категорий людей округа: основное население, временное (эвакуированные) и спецконтингент) требует выявления особенностей в их социальном, материально-бытовом, экономическом положении. Наблюдается потребность в переосмыслении сюжетов, связанных не только с анализом эффективности деятельности партийных и государственных управленческих структур сферами здравоохранения, образования и культуры, но и с правовым положением, с реальной ролью правящей Коммунистической партии, а в более широком контексте - с выяснением ключевых характеристик военно-политического режима и его взаимоотношений с обществом на материалах региона.