Архив статей журнала
В статье дано определение биоэтики исходя из общепризнанного нормативного акта, показана взаимосвязь биоэтических и правовых норм, определены механизмы усиления и улучшения эффективности этических норм путем их превращения в правовые нормы, т.е. легализации. Разобраны основные нормативно-правовые акты — законы и подзаконные акты в сфере охраны здоровья с анализом на присутствие этической составляющей. Обозначены уязвимые места в нормативных актах и указаны некоторые пути их этического преобразования. Выявлены недостаточное этическое обоснование нормативных положений в общем массиве законодательства и отсутствие полноценных декларативных норм. Обозначена роль нового субъекта биоэтики и права — «будущих поколений», который значительно расширяет круг этических вопросов, в том числе и в прикладных медицинских науках. Конфликт между этикой современности и интересами будущих поколений может представлять собой сложную проблему и должен быть решаем уже сейчас, причем на постоянной основе. Введены этико-правовые принципы будущих поколений — предосторожности и нерегрессности. Указана необходимость разработки норм этического и правового регулирования интересов будущих поколений.
Интенсивное развитие современной науки расширяет диапазон биоэтических проблем. Активно развивается дискуссия по вопросам этических аспектов биоинформатики, нейротехнологии, генетики, биоэкономики, этики доклинических и клинических исследований. В связи с этим приобретает особую актуальность тема аксиологии биоэтики — структуры ценностных категорий, определяющих приоритеты развития «наук о человеке» с учетом исторического опыта взаимодействия личности и социума, критериев цивилизационных изменений в актуальном и перспективном (прогностическом) значении. На развитие биоэтической аксиологии оказывают влияние вызовы технологического развития текущего десятилетия, проблемы, объективно требующие реакции со стороны государства и общества. Одной из важнейших задач современной биоэтики является формирование биоэтического мышления, оснований применения биоэтической аксиологии в научно-исследовательском процессе. Практическим выражением биоэтического мышления является аксиология здоровья — закрепление осознанного отношения к проблемам здоровья, формируемого в учебном процессе с целью дальнейшего применения в трудовом процессе. Биоэтический диалог важен для решения задач привлечения молодых перспективных специалистов к изучению новых биоэтических вопросов науки, к достижению поставленных на уровне страны технологических целей. Нацеленность на потенциал молодых ученых полностью соответствует сквозной цели аксиологических, прогностических и образовательных задач биоэтики. Формированию биоэтического мышления способствует опыт Школы этики научных исследований — образовательного проекта для молодых российских исследователей.