Архив статей журнала
В настоящей статье исследованы малоизвестные и недостаточно изученные события и юридические факты, связанные между собой и предшествовавшие вводу российского миротворческого контингента в Приднестровье. В последнее время, особенно с избранием Президентом Молдовы М. Санду, резко активизировалась антироссийская риторика: со стороны органов государственной власти Республики Молдова звучат различные нападки и предпринимаются соответствующие действия по отношению к органам государственной власти, негосударственным органам и гражданам Российской Федерации. Объектом такой риторики в том числе являются и российские миротворцы, дислоцированные в Приднестровье. В Молдове требуют вывода миротворцев, при этом утверждается, что российские военнослужащие находятся на территории Молдовы якобы противоправно. Целью исследования стали выявление и разъяснение исторических и правовых предпосылок, послуживших основанием для ввода российских миротворцев в зону военного конфликта на территории Республики Молдова, а также толкование нормативного акта, регламентирующего правовой статус российских миротворцев, дислоцированных на территории Приднестровья. Предметом исследования явились юридические действия и факты, которые привели к необходимости ввода миротворцев в зону военного конфликта, научные публикации по исследуемой тематике. Использованы общенаучные и специальные методы исследования: системный, исторический, диалектический, логический, сравнительно-правовой, анализ и синтез, индукция и дедукция, толкование. Сделано заключение, что требования о выводе российских миротворцев противоречат нормам акта, в соответствии с которым они были введены.
В настоящей статье предложена оригинальная систематизация факторов, влияющих на стабильность государственной власти, основанная на политико-правовых учениях зарубежных авторов и историческом опыте. Основное содержание исследования посвящено подробному анализу внутригосударственных факторов, связанных с организацией государственной власти, и факторов, связанных с благосостоянием, обеспечением безопасности и равенства граждан. К первым отнесены «слабые» стороны таких форм правления, как республика и монархия, а также проблемы, связанные с правовым регулированием. Ко вторым - недостаточная материальная обеспеченность населения, незащищенность граждан и их собственности, отсутствие (несоблюдение) равенства при наделении правами, возложении обязанностей и привлечении к ответственности, установлении налогов. Автором осуществляется соотнесение теоретических положений с историческими фактами и с действующей нормативно-правовой базой. В ходе рассмотрения каждого из перечисленных факторов проводится анализ современного российского законодательства с целью выявления положений, предупреждающих и препятствующих появлению обозначенных рисков, дается обоснованная оценка их актуальности и значимости.