Архив статей журнала

ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ (ОБЗОР) (2024)
Выпуск: Т. 6 № 1 (2024)
Авторы: Соколова Елена Владимировна, Николаева Елена Ивановна

Статья посвящена анализу понятия «гендер» и его применению к анализу процесса идентичности подростков. Актуальность настоящей статьи обоснована важностью и сложностью такого возрастного этапа развития человека, как подростковый возраст, который занимает важное место в психологии развития личности. Переход из детской жизни во взрослую - главная цель подросткового возраста. Каждая сторона жизни подростка вынуждена измениться: новые образования в сфере психического: поведение приобретает черты сознательности, формируются тенденции социального взаимодействия. Именно в этот момент происходят изменения, которые определят все основные качества личности подростка. Особенностью формирования гендерной идентичности у подростков выступает способность определять характерные черты поведения человека и соотносить такое поведение с его полом. Целью настоящей статьи является рассмотрение процесса формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте с определением проблем и трудностей этого процесса, с выявлением факторов, которые влияют на формирование гендерной идентичности. Для реализации поставленной цели проводится исследование понятия «гендер»: освещаются точки зрения исследователей на содержание термина. Гендерная идентичность - одна из основных характеристик личности, без которой невозможно самоопределение и самосознание человека, формирование его ценностей и установок. Представлены возможные проблемы формирования гендерной идентичности у детей подросткового возраста, а также рассматриваются факторы, способные оказать влияние на формирование гендера в подростковом возрасте. Факторами, оказывающими наибольшее влияние на процесс формирования гендерной идентичности, в настоящее время считают семью и ближайшее окружение.

Сохранить в закладках
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ОБМАНА (ОБЗОР ИНОСТРАННЫХ ИСТОЧНИКОВ) (2024)
Выпуск: Т. 6 № 1 (2024)
Авторы: Терлецкий Алексей Сергеевич

В приведенной работе представлен анализ иностранных источников по теме нейрофизиологических признаков обмана. Публикация охватывает развитие методов исследования обмана, начиная с первоначальных экспериментальных подходов до применения современных техник нейровизуализации, таких как функциональная магнитно-резонансная томография, где рассматриваются психофизиологические аспекты обмана, в частности, связь физиологических (например, вариабельность сердечного ритма, потоотделение и психологических процессов, а также анализ данных электроэнцефалографии, поскольку она позволяет отслеживать изменения в электрической активности мозга, которые происходят во время обмана; изучение активности префронтальной коры помогает разобраться в сложных взаимосвязях между работой мозга и внешними проявлениями поведения. В рамках представленной работы систематизируются знания о нейрофизиологических маркерах обмана, делается акцент на анализе существующих научных работ, посвященных изучению взаимосвязи между активностью различных участков мозга и когнитивными процессами, протекающими при осуществлении обманных действий, а также на критическом осмыслении методологических подходов к исследованию электрической активности мозга с применением электроэнцефалографии, что позволят выявить наиболее перспективные направления для дальнейшего изучения данной проблематики. Подчеркнута важность междисциплинарного подхода, объединяющего достижения в области нейрофизиологии, психологии и криминалистики для комплексного понимания феномена обмана и его практического применения в сферах обнаружения лжи и судебной экспертизы.

Сохранить в закладках
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ: ПАРТИЦИПАТОРНЫЙ ПОДХОД (2024)
Выпуск: Т. 6 № 1 (2024)
Авторы: Руссак Юлия Александровна, Монина Галина Борисовна

В статье обсуждаются проблемы воспитания, обучения и консультирования детей разного возраста и их родителей с целью повышения качества жизни данных субъектов образовательного процесса, оптимизации детско-родительских отношений в семьях с условием обязательного учета не только возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, но и социальной специфики современного поколения. Модернизация российского образования предполагает создание условий для повышения качества общего образования, в том числе новые подходы к организации образовательного процесса, обеспечивающие его дифференциацию и индивидуализацию. Сенсационные достижения в этой области, озвученные на телевидении и в прессе, аудитория быстро забывает, а проблема образовательной среды остается. Один из основных запросов родителей школьников - академическая неуспеваемость ребенка и снижение уровня мотивации к обучению. Современные методы психологической диагностики и консультирования далеко не всегда являются эффективными, поскольку не могут учитывать специфику, субкультуру современного поколения детей и подростков. Партиципаторные исследования (ПИ) и подходы, то есть такие, в которых ребенок становится соучастником исследования, - один из наиболее эффективных «инструментов» изучения современного детства. Они позволяют не только выявить особенности детей, оказать своевременную психологическую помощь, но и помочь каждому обучающемуся выстроить индивидуальную стратегию успешности. Причины использования партиципаторных исследований в сфере образования: возможность решения проблем современной системы образования в целом и специфических задач конкретной образовательной организации ориентация на процессы саморегулирования, самопроектирования, самоуправления всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей, администрации образовательных организаций быстрое реагирование на внедрение инновационных технологий, выявление эффективных методических подходов отсутствие формализованных способов оценки эффективности образовательной деятельности. Статья адресована психологам системы образования, социальным работникам, педагогам.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ОКУЛОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОВЗ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ НА ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО (2024)
Выпуск: Т. 6 № 1 (2024)
Авторы: Васильева Полина Адимановна, Никифорова Светлана Николаевна

В статье представлены результаты исследования особенностей зрительного восприятия детей 6-7 лет при выделении лишнего объекта по методике Л. М. Шипициной «Четвертый лишний» с параллельной регистрацией окулографических показателей с помощью айтрекера Gazepoint GP3 HD (150 Гц, Канада). Объем выборки составили 86 воспитанников дошкольных образовательных учреждений Санкт- Петербурга в возрасте 6-7 лет (средний возраст - 6,5 лет): 51 человек вошли в группу нормотипичных детей (далее - группа 1), 20 человек составили группу детей с тяжелым недоразвитием речи (далее - группа 2) и 15 человек вошли в группу детей с задержкой психического развития (далее - группа 3). Стимульный материал представлял собой пять картинок с четырьмя объектами из методики «Четвертый лишний». Картинки были размещены на экране компьютера, последовательно предъявлялись ребенку. В ходе исследования были обнаружены статистически значимые различия в количестве фиксаций на фоне в группах нормотипичных детей и детей с задержкой психического развития 6-7 лет. В группе детей с задержкой психического развития обнаружено большее количество фиксаций на фоне, чем в группе нормотипичных детей. Также в этих же группах значимые различия обнаружены в длительности фиксаций на объектах. Длительность фиксаций на объекте в группе нормотипичных детей дольше, чем в группе детей с задержкой психического развития. Результаты, полученные в ходе исследования, будут полезны специалистам, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Сохранить в закладках