ISSN 0869-7493 · EISSN 2587-6201
Языки: ru · en

Архив статей журнала

Пути повышения пожаровзрывобезопасности эксплуатации цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов (2020)
Выпуск: № 6, Том 29 (2020)
Авторы: ФИЛИППОВ Виктор Николаевич, ПЕТРОВ Геннадий Иванович, ШЕБЕКО Юрий Николаевич, БЕСПАЛЬКО Сергей Валерьевич, СЕРГЕЕВ Иван Константинович

В 1970-х годах возникла проблема обеспечения пожаровзрывобезопасности транспортировки сжиженных углеводородных газов (СУГ). Была поставлена задача создать новое поколение цистерн для перевозки СУГ с улучшенными технико-экономическими параметрами и показателями для обеспечения пожаровзрывобезопасности.

В работе проведен анализ нормативной документации по вопросам пожаровзрывобезопасности цистерн для перевозки СУГ, который показал отсутствие единой политики в области создания вагонов для опасных грузов. По этой причине появился ряд моделей без устройств пожарной безопасности или с недостаточно эффективными защитными устройствами. Таким образом, в предыдущих исследованиях в области вагоностроения вопросы пожарной и взрывобезопасности были недостаточно изучены, и в целом проблема не была решена.

Основные мероприятия по обеспечению пожаровзрывобезопасности цистерн для перевозки СУГ были приняты Российским университетом транспорта (РУТ (МИИТ)). Собрана статистическая информация о пожароопасных отказах и происшествиях с цистернами эксплуатационного парка с их детальным осмотром. Выявлены наиболее уязвимые места котлов и разработаны методы оценки надежности и долговечности.

Определены направления совершенствования конструкции котлов, работающих под давлением.

Были проведены следующие работы:
●● проанализированы статистические данные об авариях при перевозке опасных грузов;
●● разработаны сценарии развития пожароопасных аварийных ситуаций;
●● усовершенствованы нормы расчета и проектирования вагонов;
●● разработаны математические модели расчета котла;
●● рассчитано нестационарное температурное поле котла в очаге пожара с использованием нелинейных
уравнений теплопроводности и метода конечных элементов (МКЭ);
●● определено напряженно-деформированное состояние котла при пожаре.

Выводы. В результате проведенных РУТ (МИИТ) работ были созданы цистерны для СУГ с усовершенствованными средствами защиты котлов от аварийных воздействий. Необходима выработка единой политики в области создания вагонов для опасных грузов и согласование требований нормативной документации.

Сохранить в закладках