ISSN 2075-3500
Язык: ru

Архив статей журнала

О. С. УШАКОВА И ЕЕ ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: АРХАРОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА, САВУШКИНА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Статья посвящена описанию научной деятельности О. С. Ушаковой - доктора педагогических наук, ведущего ученого и специалиста в области дошкольной педагогики, высококвалифицированного педагога, опытного методиста.

Она смогла творчески решить многие проблемы дошкольного образования и развития речи детей дошкольного возраста и внедрить свой опыт в повседневную практику. Под руководством О. С. Ушаковой проведены исследования, сочетающие психолого-педагогический, лингвистический подходы и направленные на разработку теории усвоения в дошкольном детстве.


Оксана Семеновна руководит лабораторией развития речи и творчества Института психолого-педагогических проблем детства (ИПППД) РАО. Разработанные ею программы внедрены в практику дошкольных учреждений страны.

Благодаря ее усилиям дошкольные воспитание и образование поднялись на новый, более качественный уровень. О. С. Ушакова читает лекции студентам, встречается с преподавателями университетов и колледжей, тесно сотрудничает с кафедрами различных вузов страны, активно участвует в общественной деятельности.

За достижения в области образования О. С. Ушакова награждена медалями «Ветеран труда», «За укрепление государства Российского», медалью К. Д. Ушинского, а также знаком «Отличник народного просвещения».

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭССЕ Н. В. ШЕЛГУНОВА "ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ" (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: ФЕДОТОВА ОЛЬГА ДМИТРИЕВНА, КОРЧАГИНА ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА

В 2024 году исполняется 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Шелгунова, имя которого до сих пор остается малоизвестным для педагогов.

Несмотря на то что он не был педагогом-практиком, его интересовали проблемы воспитания детей во второй половине XIX века, когда решались судьбы будущих поколений и России в целом.

В статье раскрывается содержание одной из наиболее значимых педагогических работ Н. В. Шелгунова «Письма о воспитании» (1873), написанной в жанре эссе. Она носит критический характер, как и большинство его трудов, посвященных педагогической проблематике.

Авторами обращено внимание на интерпретацию Н. В. Шелгуновым концепта «опыт», который рассматривался им в нескольких аспектах, в том числе в контексте семейной жизни, а также на истинную цель воспитания - подготовку молодого поколения к выполнению гражданского долга.

Обобщены различные виды воспитания, среди которых выделено семейное, задача которого, по мнению Н. В. Шелгунова, состоит в подготовке подрастающих поколений к служению обществу.

Показана критика им женского воспитания, так как представительницы женского пола должны быть не только образованными людьми, но и членами гражданского общества.

Описаны различные типы матерей и категории детей, рассматриваемые мыслителем с точки зрения ошибочного воспитания.

Вслед за К. Д. Ушинским Н. В. Шелгунов изучал такие психические процессы и состояния человека, как воля, память, воображение, внимание, стыд, характер, и их значение в процессе воспитания, однако его вклад в педагогическую антропологию, в историю педагогической мысли до сих пор не был оценен в должной мере.

Сохранить в закладках