Архив статей журнала

ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ КОСМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ХХ ВЕКА (СОВЕТСКАЯ БЕЗЫМЯНКА) (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Ковалюнас Нина Владимировна

«Безымянка» - название крупнейшего индустриального района города Куйбышева, ныне Самары. В современной научной литературе Безымянка, несмотря на то, что именно этот новый индустриальный район, развернутый в Куйбышеве в годы войны сделал город и «запасной столицей», и ведущим авиа- и ракетостроительным центром страны, слабо персонифицирована. Задуманный как территория, прилегающая к железнодорожной станции с аналогичным названием, этот район города в годы Великой отечественной войны был приспособлен для заводов и жилья рабочих, эвакуированных из разных районов страны. В военные и особенно послевоенные годы Безымянка фактически была превращена во второй исторический центр города: в 1949 году даже рассматривался вопрос о присвоении этому району статуса города, однако по ряду причин этим статусом наделили Новокуйбышевск, а Безымянка так и осталась промышленным районом Куйбышева. Тем не менее, по ряду признаков, она вполне могла считать себя «городом в городе», как долгое время жители Безымянки и считали. Современные исследователи утверждают, что Безымянка безмолвна и безлика. Философия индустриальной цивилизации вынесла на авансцену оценки трудовой подвиг и идеологию достижений успехов, оставив без внимания человеческое измерение жизни тружеников Безымянки. Гипотеза исследования состоит в том, что индустриальная Безымянка - это не отсутствие культуры, это особая культура, смысловым ядром которой является подвиг, жизнь ради большего, это немногословная, во многом засекреченная система, с особым набором ценностей, в новых условиях оказавшаяся нежизнеспособной. В статье используется методология анализа биографий, на основе которой и выявляются основные доминанты этой конфигурации ценностей.

Сохранить в закладках
ОБУЧЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ СТУДЕНТОВ В ЯРОСЛАВСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ (1941-1945 ГГ.) (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Ермаков Александр Михайлович, Пчелкина Анастасия Константиновна

В статье освещается малоизученный сюжет истории ЯГПУ, связанный с обучением в Ярославском педагогическом институте студентов, эвакуированных из блокадного Ленинграда. В основу исследования легли личные дела студентов, хранящиеся в архиве ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Содержащиеся в личных делах студенческие документы, автобиографии, приказы по вузу, переписка с администрацией позволяют реконструировать процесс обучения студентов-блокадников в Ярославском пединституте. В результате исследования были выявлены трудности материального и бытового характера, с которыми сталкивались ленинградские студенты и охарактеризована помощь пединститута в их преодолении. Констатировано, что студенты обеспечивались стипендией и переводились на бюджетные места, как правило, за выдающиеся успехи в учебе. Институт не мог обеспечить бюджетными местами и стипендиями всех ленинградцев, несмотря на их тяжелое финансовое и семейное положение. Установлено, что часть студентов отчислялась за невозможностью оплачивать обучение. Многие студенты устраивались на работу: в образовательные учреждения (детские сады, техникумы), на заводы, в колхозы; некоторые девушки заканчивали медицинские курсы и работали в эвакогоспиталях. Констатировано, что сразу после снятия блокады Ленинграда часть студентов реэвакуировалась для продолжения обучения в прежнем вузе. Посчитано количество отчислившихся студентов, а также количество студентов, окончивших ЯГПИ в 1942-1947 гг., определена их доля в числе поступивших в Ярославский пединститут эвакуированных ленинградцев. Выявлены ведущие ученые СССР, получившие часть своего образования в ЯГПИ. Материалы статьи могут быть востребованы исследователями высшей школы, образования, краеведами.

Сохранить в закладках