Архив статей журнала
Статья посвящена изучению проблем и методов подготовки экономистов с учетом совершенствования сложившихся систем экономического образования, развития и повсеместного внедрения в жизнь его главных принципов: непрерывности, междисциплинарности и профессиональной направленности, а также с целью совершенствования системы управления образовательной средой при подготовке педагогов-наставников в сфере экономики как основной части хозяйственного механизма безопасного общественного производства, непрерывно связанного с повсеместным использованием результатов развития науки, техники; с совершенствованием организационных форм этой специфической деятельности. Особое внимание в статье уделено изучению опыта зарубежной системы правового и экономического воспитания и образования в ретроспективе социально-экономических изменений траекторий развития США и стран Европейского союза. Авторская позиция необходимости изучения изменений воспитательной и образовательной деятельности в сфере экономики и правового
регулирования общественных ценностей в странах с развитой экономикой обусловлена актуальными процессами трансформации потребностей в системе высшего и среднего образования. Изменения стандартов качества продукции, условий и средств производства, и, наконец, качества жизнедеятельности населения в целом обусловили новые направления реализации программ подготовки в области повышения экономической и правовой культуры граждан.
Основные новшества затронули сегодня технико-технологические, культурные и профессиональные характеристики потребительских свойств, а также общие тенденции развития стран и их влияние на желание, возможность и ресурсы государств реализовывать воспитательные и образовательные мероприятия по повышению экономико-правовой культуры общества.
Особо остро в современных условиях проявляются проблемы несоответствия современных потребительских интересов с подменой общественных традиционных ценностей при реализации процессов воспитания экономической и правовой культуры населения стран. Кроме того, процессы резкого роста цифровых компетенций граждан по сравнению с прошлыми периодами вносят сегодня свои, не всегда положительные коррективы для формирования основ воспитательной и образовательной функции государств в части разработки и внедрения экономико-правового инструментария для создания и регулирования благоприятных условий жизнедеятельности населения.
Статья посвящена исследованию тенденций использования цифровых технологий в организациях высшего образования как ключевого фактора перехода к цифровой экономике. Анализ литературы по теме исследования позволил авторам статьи дать определение цифровых технологий, выявить их основные группы (виды). На основе данных, приведенных на сайтах Росстата и Минобрнауки, выявлена динамика использования некоторых видов цифровых технологий в вузах. В период с 2017 по 2022 гг. наблюдалась тенденция снижения использования фиксированного интернета, что объясняется появившимися новыми возможностями беспроводного интернета. Период пандемии коронавируса усилил интенсификацию цифровизации в высшем образовании – переход на электронное обучение и применение дистанционных образовательных технологий. Окончание пандемии снизило востребованность электронного обучения и дистанционной формы образовательного процесса. Вероятнее всего, данное уменьшение привело к снижению использования локальных сетей в вузах. Также в 2022 г. наблюдалась тенденция понижения количества образовательных организаций высшего образования, имеющих свой веб-сайт. По предположениям авторов, помимо использования популярных социальных сетей, для продвижения официальной и неофициальной информации о своей деятельности вузы ис- пользуют иные интерактивные технологии, по которым ни Росстат, ни Минобрнауки на данный момент информацию не собирают.
На основе проведенного анализа и методики оценки цифровизации в отраслях и социальной сферы, разработанной Высшей школой экономики, авторами предлагаются индикаторы, разбитые по функциональным группам. Каждая группа определяется весовым коэффициентом значимости, что позволяет определить взвешенный индикатор. Определение интегрального взвешенного индикатора позволит определить уровень цифровизации в высшем учебном заведении.