Архив статей журнала

ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА (2023)
Выпуск: Том 26 № 2 (2023)
Авторы: Троян Ирина Анатольевна, Кравченко Лариса Анатольевна, Гиндес Елена Григорьевна

Целью статьи является анализ исследования концептуальных аспектов цифрового неравенства и определение направлений его преодоления. Рассмотрены основные подходы к пониманию цифрового неравенства и проведён междисциплинарный анализ данной категории. Уточнено определение цифрового неравенства как различного доступа к цифровым возможностям в социальной, экономической, политико-демографической, культурной, образовательной и других областях, которые существуют в результате неполного, неравномерного или недостаточного доступа к информационно-коммуникационным, компьютерным, телекоммуникационным и цифровым технологиям. Выделены концептуальные составляющие цифрового неравенства: социально-экономический доступ, компетенции, знания и навыки, психологические и мотивационные факторы, цифровая грамотность и культура, цена, скорость, содержание и качество информационно-коммуникационных технологий и цифровых ресурсов, инфраструктура, институциональная структура и политическое устройство. Высказывается и обосновывается авторская позиция относительно существенной роли цифрового неравенства в высшем образовании в формировании человеческого капитала и улучшения качества жизни населения. Предложено понимать под цифровым неравенством в высшем образовании различия в доступе, в качестве использования и в получаемых эффектах от цифровых ресурсов, информационно-коммуникационных технологий и интернета в процессе обучения. Проведён анализ цифрового неравенства в высшем образовании в разрезе трёхуровневой модели исследования данной категории. Рассмотрены возможности и барьеры цифровизации высшего образования в Российской Федерации, выявлены характерные факторы усиления цифрового неравенства и определены направления его снижения, а именно: инфраструктурное, социально-мотивационное, институциональное. Практическая значимость исследования связана с возможностью и необходимостью использования предложенных мероприятий в вузах, региональных и федеральных программах развития.

Сохранить в закладках
ПЕРВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ С "ЧЁРНЫМ ЛЕБЕДЕМ": КАК ПАНДЕМИЯ ВЛИЯЛА НА НАСТРОЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ (2023)
Выпуск: Том 26 № 1 (2023)
Авторы: Александрова Ольга Аркадьевна, Проскурина Александра Сергеевна, МАРКОВ ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ

В первом на фоне пандемии COVID-19 докладе МОТ молодёжь названа одной из наиболее растревоженных групп. Об этом же говорили и российские социологи, связывая такую реакцию с тепличными условиями, создаваемыми детям российскими семьями. Окончание вуза - серьёзный жизненный рубеж, тем более в условиях пандемии, потребовавшей длительных периодов дистанционного обучения и резко ускорившей цифровизацию экономики. Согласно проведённым авторами исследованиям, более двух третей студентов полагают, что пандемия навсегда изменила нашу жизнь, а также, что в современном мире невозможно всю жизнь иметь одну профессию. Среднесрочные и отдалённые перспективы специалистов с получаемым ими образованием представляются студентам не слишком оптимистичными, но и в ближайшей перспективе свою конкурентоспособность на рынке труда большинство выпускников оценивают как среднюю и предвидят высокую конкуренцию за вакансии (или их дефицит) и предложение низкой зарплаты. У многих проблемы будущего трудоустройства закладываются на этапе выбора профессии: заметная часть идет учиться туда, где есть доступные бюджетные места, но плохо понимая суть профессии и ее востребованность. Сегодня половина выпускников выбрала бы другую профессию или не планирует работать по специальности. Высокая до пандемии доля ожидавших успешного трудоустройства на её фоне заметно снизилась. Применительно к проблемам трудоустройства у почти половины респондентов внутренний локус контроля, остальные в равных пропорциях разделились на тех, у кого преобладает внешний локус контроля, или выражены, либо не выражены оба локуса контроля. Старшекурсникам проблемы с трудоустройством чаще видятся сочетанием внешних факторов и собственных изъянов. Среди ищущих проблемы в себе либо в себе и во внешней среде довольно много ожидающих трудностей при трудоустройстве. Действуя в рамках «онтологической безопасности», молодёжь реализует практики, позволяющие адаптироваться, но не снижающие неопределённость.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (2023)
Выпуск: Том 26 № 1 (2023)
Авторы: Гимбатов Шамиль Магомедович, Кутаев Шихрагим Кутаевич, Хаджалова Хадижат Магомедовна, Абдулаева Заира Запировна, Абдулманапов Пирмагомед Габибулаевич

Целью исследования является изучение соотношения формирования и использования трудового потенциала Северного Кавказа и его экономического отставания. Определены основные направления развития трудовых ресурсов в Северо-Кавказском федеральном округе. Проведён комплексный анализ социально-экономической и демографической ситуации в контексте трёх основных факторов, определяющих формирование трудового потенциала в регион: динамики воспроизводства населения, особенностей формирования рынка труда и образовательной среды. Анализируется демографическая и социально-экономическая ситуация, её влияние на проблемы формирования трудового потенциала с различных позиций: социо-демографические аспекты, причины оттока населения за пределы региона и их связь с ситуацией на рынке труда; проблемы гендерной асимметрии на рынке труда и в системе высшего образования; проблемы занятости и безработицы в аспекте развития образования населения. Предложен комплекс мер по совершенствованию системы воспроизводства трудовых ресурсов в Северо-Кавказском федеральном округе, обозначены основные направления и мероприятия для улучшения ситуации в области развития трудового потенциала. Необходима активизация работы по профориентации молодого населения, и вместе с тем перепрофилирование учебных заведений для подготовки специалистов, квалификация которых соответствовала бы существующим потребностям экономики. Наряду с этим необходима модернизация институтов образования и усиление взаимодействия вузов с работодателями. Сделан вывод о том, что сложившиеся проблемы в области воспроизводства трудовых ресурсов формируют на Северном Кавказе социальные ограничения для перехода на новый качественный уровень развития человеческого капитала.

Сохранить в закладках
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (2024)
Выпуск: Том 27 № 4 (2024)
Авторы: Хаджалова Хадижат Магомедовна, Гимбатов Шамиль Магомедович

Целью проведённого исследования являлось выявление мотивов, ценностных и поведенческих установок, предпочтений, оказывающих влияние на развитие образовательного потенциала населения субъектов Северо-Кавказского федерального округа РФ. Определены основные проблемы доступности и качества в получении образования на разных стадиях его формирования, дана оценка влияния экономических, социальных и культурных ресурсов семьи на образовательные траектории. Исследование проводилось в южных национальных регионах России путём онлайн-опроса «Выявление особенностей социо-демографического, экономического и трудового поведения населения». Приведены результаты анализа полученных эмпирических данных. Показано, что определяющее влияние на образовательные траектории семей на Северном Кавказе оказывают, прежде всего, социокультурные факторы. Сформулированы направления развития образовательного потенциала населения СКФО, нацеленные на повышение качества и практической ценности образовательных программ, развитие приоритетных областей подготовки специалистов. Сделан вывод о том, что для совершенствования системы образования необходим комплексный подход, затрагивающий все уровни - от школьного до высшего и дополнительного образования. Ключевыми аспектами формирования программ развития образовательного потенциала являются практико-ориентированность обучения, доступность качественного образования для всех категорий населения, учёт этнокультурного многообразия и ориентация на приоритетные для развития региона направления подготовки кадров.

Сохранить в закладках