Архив статей журнала
В статье приведён анализ практик использования (или отказа от использования) интернета с применением элементов STAM-модели (Senior Technology Acceptance Model) и понятия цифровых разрывов. Пожилой человек рассматривается нами как актор, который находится в ситуации, когда он зачастую не может продолжать делать то, что делал раньше, не используя новые технологии. Мы определяем факторы, которые влияют на то, как и для чего пожилой человек начинает пользоваться Интернетом, а также выявляем барьеры для преодоления цифрового разрыва. Эмпирической базой исследования выступают полуструктурированные интервью с людьми 60 лет и старше из Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Тюмени и Салехарда (n=36). По результатам исследования выделены 4 стратегии использования интернета: стратегия потребления информации; стратегия коммуникации; стратегия использования ресурсов; стратегия отрицания. На практике чаще всего пользователи соединяют первые 3 стратегии. Прохождение стадий от объективации (намерения использовать) до конверсии (принятии окончательного решения об использовании) зависит от типа ресурсов интернета - в случае с коммуникацией и потреблением информации принятие происходит быстро, в отличии от более специализированных интернет-сервисов и приложений. Основными факторами, влияющими на выбор стратегии являются: возраст, наличие профессиональной занятости и её специфика, социальное окружение и семья, наличие смартфона (как более легкого и быстрого устройства в сравнении с персональным компьютером - ПК). Часто драйверами и источниками компетенций для использования интернета выступают близкие родственники и специальные курсы (в том числе на работе). Активные профессионалы до 75 лет склонны использовать максимальное количество возможностей интернета, в том числе с профессиональными целями. Пандемия и технологический прогресс (появление большого количества удобных смартфонов с выходом в интернет в качестве замены ПК) способствовали сокращению цифрового разрыва, стимулировав старшее поколение к более активному использованию интернета. К барьерам можно отнести отсутствие мотивации либо для использования интернета в целом, либо для расширения возможностей его использования, а также материальное обеспечение (дефицит средств на покупку техники и оплату интернета).
В современном мире, насыщенном информационными технологиями и ресурсами, особую роль начинает играть их качество и достоверность, полезность для аудитории. Сегодня каждому гражданину, имеющему доступ в интернет, доступна возможность изучения интересующей медицинской информации. Но запросы для поиска могут носить не только ознакомительный характер, например, об имени и квалификации специалиста, о месте расположения медицинской организации и так далее. Часто граждане запрашивают информацию непосредственно для постановки себе диагноза, для самолечения, назначения медицинских препаратов. Масштаб проникновения социальных сетей в жизнь населения даёт возможность комментировать диагноз, общаться в форумах по интересующим заболеваниям, в том числе онкологическим, а также по вопросам их профилактики. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Здравоохранение», принятого по итогам заседания Президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г., является снижение показателей смертности от новообразований, в том числе злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. населения), и для достижения этой цели в том числе разрабатываются методы дополнительного информирования населения об онкологических заболеваниях, мерах их профилактики. Необходимо также учитывать, что от достоверности медицинского информирования зависит правильное использование полученной информации гражданами, следовательно, оно является важным и неотъемлемым условием сохранения и укрепления здоровья населения. В статье изложены результаты применения авторской методики автоматизированного процесса сбора и систематизации данных поисковых запросов в социальных сетях жителей Республики Татарстан при изучении информационных потребностей по теме онкологии. Выявлено, что экспертная информация лишь частично удовлетворяет информационные потребности населения по теме онкологии, соответственно, выдвинутая перед началом исследования гипотеза была подтверждена.