ISSN 2071-8284 · EISSN 2949-1150
Язык: ru

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

Архив статей журнала

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ (2024)
Выпуск: №1 (2024)
Авторы: ВАЖЕНИНА ИРИНА ВИКТОРОВНА

Введение. При решении проблемы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества по участию в реализации правоохранительной функции государства опыт полиции зарубежных стран может быть актуален для выработки новых концептуальных положений и догматических решений, адекватных условиям современности.

Исследование внедренных в зарубежных странах различных моделей организации деятельности полиции позволит выявить общие закономерности и предложить более действенные и эффективные меры по организации взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в России.

Цель исследования: на основе теоретико-правового анализа моделей организации деятельности полиции зарубежных стран выявить наиболее эффективные управленческие механизмы формирования взаимодействия полиции и институтов гражданского общества при реализации правоохранительной функции государства.

Теоретические аспекты организации местного самоуправления, традиционно исторически связанного с функционированием полиции, отражены в диссертационных исследованиях Е. С. Горбатюка1, И. А. Горшеневой2, Д. О. Ежевского3, А. М. Кононова4 и др.

Сравнительный анализ полицейской деятельности зарубежных государств, в том числе при сотрудничестве с институтами гражданского общества, проведен в исследованиях И. А. Андреевой5[1], А. В. Быкова6, Д. В. Васильева7, А. В. Губанова8, Е. В. Киричёк9, А. К. Киселёва [2], О. Б. Мороза10, В. Ф. Саетгараева11, А. И. Степанян12[3] и др. Вопросы формирования полиции и общества рассматривали в своих трудах П. Н. Кобец [4], Н. С. Нижник [5], Г. Р. Рустемова, И. С. Приходько [6] и др. Для выявления и оценки механизмов партнёрства полиции и общества использована теория взаимосвязи между местной политической культурой и организацией деятельности полиции (Дж. К. Уилсон).

Методы. Исследование опирается на системный подход, общенаучные методы (прежде всего анализа и синтеза), метод материалистической диалектики; специальные методы: сравнительно-исторический, формально-юридический; историко-правовой анализ, хронологический метод.

Результаты. Исследованные модели организации полицейской деятельности в зарубежных государствах являются производными от родового понятия «сервисная модель организации полицейской службы», направлены на социальную сплоченность, стабильность при высоком уровне участия граждан и актуальны для различных стран.

Приоритетной задачей МВД России является социальная направленность деятельности, позволяющая подразделениям полиции при решении возложенных на них задач наиболее полно использовать социальный и общественный потенциал российского общества.

Сохранить в закладках
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА АЛЕКСАНДРА II И ЕЕ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: АСТАФИЧЕВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Введение. Статья посвящена исследованию ряда историко-правовых проблем, связанных с оценкой результатов судебной реформы Александра II (вторая половина XIX века).

Размышляя о том, применим ли опыт этой реформы для конституционного строя современной России, автор полагает, что хотя император Александр II не решился на полномасштабные конституционные преобразования и октроирование конституции, но его реформы в комплексе и системном единстве конституировали принципиально новый государственный паттерн, который при сохранении принципа самодержавия и ряда иных ключевых признаков неограниченной монархии продемонстрировал существенно обновленные государственно-правовые формы организации и деятельности публичной власти.

При всей привлекательности замыслов Александра II мы не можем сегодня сказать, что они действительно необходимы современной России в их полноте и аутентичности, но, что весьма важно при современной теоретико-методологической оценке судебной реформы, - это прагматичность государственной администрации второй половины XIX века, которая предпочла путь демократизации сначала судебной системы и земского самоуправления, и лишь затем, если это вообще было нужно для соответствующих историко-правовых условий развития российской государственности того периода, - конституционализацию народного представительства, всеобщих и равных выборов, многопартийности, разделения властей и верховенства прав человека.

Методы. В работе применялся комплекс методов, которые выработаны и апробированы историко-правовой наукой и теорией государства и права. Особенно активно использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, диалектический подход, метод сравнительного правоведения.

Результаты. Автор доказывает, что имеющаяся в современной России правоохранительная система неидеальна, несовершенна и не должна подвергаться в связи с этим теоретико-методологической идеализации.

В числе прочего судебная деятельность, прокурорская, следственная и полицейская практика нуждаются в дальнейшей гуманизации на основе требований конституционных принципов и норм. Значительное содействие в достижении данной цели могло бы оказать частичное использование опыта судебной реформы второй половины XIX века, особенно в аспекте институционализации судов с участием присяжных заседателей.

Сохранить в закладках
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИЦИЕЙ ПРИ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОНКУРЕНЦИИ ПРАВА (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: КИРЮХИН АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ

Введение. В статье рассматриваются вопросы эффективности одного из направлений деятельности полиции в сфере специальной профилактики правонарушений - пресечения наиболее опасных насильственных посягательств, причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, посредством применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Отсутствие согласованности в правовом регулировании, в частности, условий правомерности необходимой обороны в Уголовном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» приводит к межотраслевой конкуренции не противоречащих друг другу норм различных отраслей права, регулирующих родственные общественные отношения в сфере защиты личности и прав обороняющегося или других лиц, но - с разной степенью конкретизации правового предписания. В ряде случаев создавшееся положение ведет к снижению эффективности защиты личности от насильственных посягательств, наступлению возможных негативных последствий для личной безопасности самого представителя власти, находящегося под защитой государства от правового произвола и судебных ошибок.

Методы. Методологическую основу исследования составили универсальные положения диалектического метода познания, а также общенаучные и частнонаучные методы (анализа и синтеза; сравнительно-правовой; формально-логический; системный подход и контент-анализ).

Результаты. На примере применения сотрудниками полиции уголовно-правовых мер специальной профилактики насильственных правонарушений в ситуациях необходимой обороны и ряда других обстоятельств, исключающих преступность деяния, сформулированы основные задачи по снижению отрицательного эффекта межотраслевой конкуренции уголовного и служебного законодательства.

Сохранить в закладках
К СОДЕРЖАНИЮ ПОНЯТИЯ «ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ» В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: МАЛЫГИН АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ, АБДРАХМАНОВ АЛЬБЕРТ ИЛЬДУСОВИЧ

Введение. Термин «органы внутренних дел» настолько широко вошел в наш обиход (и в научный в том числе), что создается впечатление, будто он существовал всегда. Может показаться, что он претендует на некое базовое теоретическое понятие. В данной статье осуществлена попытка прояснить эту ситуацию, выяснить, когда и при каких обстоятельствах в делопроизводственный и научный оборот вошли понятия «внутренние дела», «органы Министерства внутренних дел», «учреждения внутренних дел», «органы внутренних дел». Эта задача представляется нам насущной и весьма актуальной.

Методы. Исследование опиралось на диалектику, выступающую как общую методологию научного познания. Были использованы общенаучные, специальные, частнонаучные методы. Осуществлено изучение соответствующих исторических документов с применением анализа, синтеза, индукции и дедукции. Полученные результаты обработаны с помощью интерпретативного метода. Проведено сравнение функций и подразделений Министерства внутренних дел в различные исторические периоды. Принцип историзма позволил исследовать динамику становления и развития терминов «внутренние дела», «органы внутренних дел».

Результаты и их обсуждение. Выявлено, что сами понятия «внутренние дела», «органы внутренних дел» и другие их производные появились только в конце XVIII века. В «Таинственной конституции» Н. И. Панин наметил новую систему центральных органов отраслевого государственного управления. Одним из восьми направлений «государственного правления» он выделил «Духовной закон и нравы гражданств, что называется внутреннею политикою». В сентябре 1802 г. были созданы восемь министерств. Семь из них «специализированные», профильные: военно-сухопутное, военно-морское, юстиции, коммерции, финансов, иностранных дел, народного просвещения. А руководство остальными сферами деятельности общества и государства было поручено Министерству внутренних дел. Министерство внутренних дел заняло исключительное положение в части руководства местами: ему были подчинены губернаторы, органы местного самоуправления. Но понятие «внутренние дела» не было точно определено еще очень длительное время.

Так продолжалось до начала ХХ века и в послереволюционные годы. Многочисленные реорганизации Министерства так и не позволили окончательно сформировать определение рассматриваемых терминов.

Заключение. В результате исследования авторы приходят к выводу, что понятие «органы внутренних дел» не может претендовать на универсальное применение к различным историческим периодам, поскольку отсутствуют единые критерии отнесения функций, выполняющихся теми или иными звеньями государственного аппарата, к «внутренним делам».

Сохранить в закладках