Архив статей журнала

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (2023)
Выпуск: Том 17 № 6 (96) (2023)
Авторы: Потапова Ольга Николаевна, Погорелова Анна Юрьевна, Алексеева Елена Валентиновна, Можжухин Данила Петрович, Семкина Татьяна Александровна

В статье рассмотрены методические подходы к формированию предпринимательских компетенций в области социального предпринимательства. Обосновано, что выбор обучающего контента и направленности изучения особенностей управления в социальном предпринимательстве зависит от уровня подготовки и целей обучения отдельных категорий обучающихся. Приведены подходы к конструированию практических занятий и материалов для текущего контроля успеваемости обучающихся на различных уровнях профессиональных образовательных программ. В статье представлено решение вопросов, направленных на оптимизацию процесса обучения социальному предпринимательству. Авторами установлена взаимосвязь компетенций, осваиваемых обучающимися разного уровня образовательных программ, за счет упорядочения элементов обучения социальному предпринимательству в каждой программе. Особое внимание уделяется участию начинающих и действующих предпринимателей в акселерационных программах, обладающих высокой значимостью в процессе освоения предпринимательских компетенций с учетом специфики социального предпринимательства. Рассмотрены примеры заданий и практикумов, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам, которые используются в процессе обучения социальному предпринимательству в МФПУ «Синергия». Авторы подтверждают целесообразность дифференцированного подхода к организации процесса обучения социальному предпринимательству обучающихся в колледже (СПО), бакалавриате (специалитете) по профилю «Предпринимательство» и в системе дополнительного обучения в бизнес-акселераторе.

Сохранить в закладках
ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОЛЛАБОРАЦИИ (2023)
Выпуск: Том 17 № 6 (96) (2023)
Авторы: Осипов Владимир Сергеевич, Ленков Илья Николаевич

«Коллаборация» как экономический термин еще не очень активно используется в российской теории и практике менеджмента, однако все новое или сравнительно новое требует исследования, понимания и изложения в научных трудах, чтобы способствовать приращению научного знания. На наш взгляд, коллаборация, хотя и хорошо известна за рубежом, пока еще не нашла своего достойного места в российской традиции менеджмента. Смысловое наполнение дефиниции «коллаборация» требует уточнения, поскольку достаточно часто рассматриваемый термин отождествляется с партнерством, сотрудничеством и прочими схожими понятиями, термин может даже негативно восприниматься из-за ассоциации со словом «коллаборационизм», что не является корректным отождествлением. В свою очередь, дословный перевод данного термина с английского языка не передает всего смысла, заложенного в данное понятие. Характер институционализации коллаборации является важным аспектом признания ее в качестве экономической системы как через призму управленческих решений, так и совместного создания ценности. Не менее важным представляется разделение формальной и неформальной коллаборации, а также рассмотрение и изучение жизненного цикла коллаборации в сочетании с дуализмом ее цели. Восполнить этот пробел и призвана наша статья. В РИНЦ (elibrary.ru) обнаружено 610 публикаций по ключевому слову «коллаборация» (дата обращения: 01.11.2023) по тематике 06.00.00 «Экономика. Экономические науки».

Сохранить в закладках
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАСТИЯ В КОНКУРЕНЦИИ (2023)
Выпуск: Том 17 № 5 (95) (2023)
Авторы: Памухин Юрий Генрихович

В статье предлагается использование обучающего инструмента деловой игры в учебном процессе, направленном на формирование полной системы профессиональных предпринимательских компетенций. Статья имеет цель расширить возможности обучения в ограниченных условиях занятий в классе путем создания учебной ситуации, максимально близкой к реалиям современной практики деловых отношений. Для достижения этой цели автор поставил задачу использовать инструменты деловой игры применительно к развитию навыков конкуренции и конкурентных отношений. В качестве основного сценария деловой игры автор создает модель ситуации конкурса с участием стороны покупателя и нескольких участников-претендентов, конкурирующих за победу в имитации конкурсной закупки. Предлагаемая деловая игра строится на основе типовых реальных конкурсных ситуаций в пространстве множества В2В-операций, что подтверждает актуальность выбранного метода обучения. Статья содержит описание базового сценария и подробного регламента игры. Каждой из групп-участников игры предлагается свой пакет документов исходной информации, на основе которой участники должны построить свою тактику переговоров и генерации предложения конкурсной комиссии. В статье обосновывается, что для победы в конкурсе участникам необходимо учитывать как профессиональные, так и личные отношения лиц, участвующих в принятии решения. Автор обращает внимание на важность изучения учебной ситуации как полной системы отношений реальных компаний друг с другом. В статье показано, что важное практическое значение деловой игры состоит в заключительной сессии анализа действий участников игры - этапе «Разбор полетов». На основе анализа проведенных сессий деловых игр автор выделяет наиболее значимые результаты участия студентов в игре, их положительные впечатления и неожиданные собственные открытия. Использование предлагаемого метода будет полезным для образовательных организаций в качестве эффективного упражнения в рамках курсов, изучающих практику конкуренции систем профессионального и высшего образования.

Сохранить в закладках
ПЕРЕМАНИВАНИЕ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (2023)
Выпуск: Том 17 № 5 (95) (2023)
Авторы: Алавердов Ашот Робертович

Предметной областью статьи выступает одно из направлений рыночного соперничества субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), а именно переманивание ведущих специалистов у конкурентов. Аргументируется научная позиция, в соответствии с которой в сфере малого бизнеса практическая реализация указанного выше метода недобросовестной конкуренции имеет определенную специфику, в частности активную роль собственников, лично выступающих в роли «охотника за головами», а также использование ими нехарактерных для субъектов среднего и крупного бизнеса мотивирующих инструментов. Кроме того, только в исследуемой сфере предпринимательства возможна ситуация, при которой переход лишь одного специалиста в конкурирующую фирму способен не просто ухудшить, а полностью и одномоментно подорвать рыночные позиции жертвы агрессии. Это должно учитываться руководством любого СМП, ориентированного на использование качественного человеческого капитала. Цель исследования состоит в разработке предложений по выбору стратегии и тактики управления персоналом малого предприятия, обеспечивающих высокую степень защищенности его кадровой элиты от рассматриваемой угрозы. Задачи исследования сводятся, во-первых, к выявлению специфики ее реализации в исследуемой сфере предпринимательства и, во-вторых, к определению наиболее эффективных методов противодействия ей. Результаты исследования: выявлены особенности организации самого процесса переманивания лучших специалистов у конкурирующих СМП, а также дополнительные угрозы конкурентным позициям в случае их реализации. С учетом этих особенностей сформулированы и аргументированы рекомендации по выбору и последующему внедрению HR-технологий, позволяющих сохранить качество человеческого капитала малого предприятия как одного из важных факторов, обеспечивающих его конкурентные позиции на обслуживаемом рынке.

Сохранить в закладках
ЦИРКУЛЯРНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЯХ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ (2023)
Выпуск: Том 17 № 4 (94) (2023)
Авторы: Золотарева Вера Петровна, Ивкова Екатерина Анатольевна, Савина Софья Дмитриевна, Тятенко Артем Константинович

Важнейшей глобальной задачей является достижение устойчивого развития, что в экономической области связывают с переходом к новой, инновационной модели - модели циркулярной экономики. Во многих странах этот переход становится драйвером развития бизнеса и вызывает необходимость смены существующих конкурентных стратегий с учетом лучших мировых практик. В современных условиях резкой трансформации мировой и отечественной бизнес-среды и обострения конкуренции в мировой хозяйственной системе актуальность перехода к циркулярной экономике еще более возрастает. Статья посвящена рассмотрению циркулярных бизнес-моделей, получивших широкое распространение в практической деятельности отечественных и зарубежных компаний. Авторы обращают внимание на существование различных подходов к классификации циркулярных бизнес-моделей. Отмечено, что наиболее практико-ориентированной является классификация циркулярных бизнес-моделей ReSOLVE, предложенная McKinsey, поскольку она предлагает детальный план перехода к циркулярной экономике. Актуальность темы заключается в выявлении роли циркулярных бизнес-моделей как перспективного инструмента конкурентных стратегий. Авторами на реальных примерах применения циркулярных бизнес-моделей показаны возможности их использования в конкурентных стратегиях компаний. Отмечено, что отраслевые возможности внедрения и экономическая отдача от циркулярных бизнес-моделей различаются. Особое внимание авторы уделили бизнес-модели «виртуализация», которая с разной степенью эффективности может быть применена практически во всех отраслях. Проведенный анализ дает основание полагать, что многообещающие возможности рассмотренных циркулярных бизнес-моделей сопряжены также с существенными издержками переходного периода. Основный вывод состоит в повышении роли циркулярных бизнес-моделей в формировании современного бизнес-пространства.

Сохранить в закладках
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИНДУСТРИИ СПОРТА (2023)
Выпуск: Том 17 № 4 (94) (2023)
Авторы: Леднев Владимир Алексеевич

В статье анализируются различные направления развития предпринимательской деятельности в российской индустрии спорта, которые в конечном итоге формируют потенциальный спрос на обучение предпринимательству в разных сегментах. Индустрия спорта России сегодня показывает абсолютно разные успешные примеры развития предпринимательства применимо к сегментам индустрии, имея в виду профессиональный и массовый спорт, а также спортивно-оздоровительную индустрию. Анализ успешных практик предпринимательства в индустрии спорта дает возможность определить основные траектории возможных образовательных программ. Среди них можно выделить клубную деятельность, организацию спортивных событий и персональный менеджмент профессионального спортсмена. Каждая траектория развития связана с конкретными производителями продуктов и их потребителями. Основными продуктами индустрии спорта выступают спортивные события и спортивно-оздоровительные услуги. К производителям относятся профессиональные лиги и клубы, организаторы спортивных событий, фитнес-клубы. Среди потребителей можно выделить зрителей и болельщиков, партнеров и спонсоров, различные медиа и клиентов спортивно-оздоровительных и фитнес-клубов. Поэтому специфические профессиональные компетенции заметно отличаются, хотя есть и набор общих профессиональных компетенций. Разработка в будущем матрицы профессиональных компетенций поможет сделать эти программы обучения для предпринимателей очень востребованными.

Сохранить в закладках
СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФОКУСНОЙ ФИРМЫ С ПОСТАВЩИКОМ И ПОТРЕБИТЕЛЕМ В ЦЕПИ ПОСТАВОК (2023)
Выпуск: Том 17 № 3 (93) (2023)
Авторы: Любященко София Николаевна

Распространение глобализации, а затем пандемия, связанная с COVID-19, и начало СВО привели к необходимости пересмотра ландшафта конкуренции на национальных и мировых рынках. Фокус внимания исследователей сместился с конкурентного взаимодействия отдельных фирм к соперничеству между цепочками поставок. Следовательно, необходимо определить, какая структура цепи поставок является наиболее предпочтительной для каждого ее участника. В статье рассматривается экономическое поведение фокусной фирмы по отношению к другим участникам цепи поставок. Проанализированы три ситуации. Первая предполагает полностью автономное функционирование всех участников цепи. Вторая заключается в том, что доминирующая фирма интегрируется с фирмой-продавцом (интеграция вперед), а третья - с поставщиком (интеграция назад). В работе проводится оценка стратегий фокусной фирмы в цепи поставок на основе анализа прибыли. Предложена формализованная модель, позволяющая проанализировать стимулы к интеграции фокусной фирмы с другими участниками при различных вариантах организации цепи и оценить условия, в которых поставщик и конечный продавец будут мотивированы к кооперативной деятельности. Также анализируется величина прибыли поставщика и продавца, представляющих собой крайние звенья цепи в случае, когда они будут более склонны к автономному функционированию. Модельное построение позволяет исследовать случаи, когда вертикальная интеграция более эффективна. Методологической базой исследования является сочетание парадигмы теории отраслевых рынков, экономической теории и управления цепями поставок. Научной новизной исследования является оригинальный подход к рассмотрению цепи поставок как системы, ориентированной на рыночную функцию спроса, т. е. деятельность всех участников цепи настроена на производство и продажу такого объема товара, на который предъявлен спрос. Также рассматривается цепь поставок с позиции оптимизации ее структуры и мотивации партнеров к кооперативному взаимодействию на основе анализа прибыли каждого участника. Предложенный подход позволяет сравнить результаты функционирования фирм в цепи поставок с позиции теории отраслевых рынков и экономической теории, что выходит за рамки логистики или стратегического менеджмента.

Сохранить в закладках
ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ФОРСАЙТ-СЕССИИ (2023)
Выпуск: Том 17 № 2 (92) (2023)
Авторы: Алексеева Елена Валентиновна, Погорелова Анна Юрьевна, Потапова Ольга Николаевна

В статье обосновывается разработка программы проведения форсайт-сессии в рамках обучения предпринимательству. На основе проведения идентификации технологий обучения предпринимательству приводится описание технологии форсайт-сессии. В статье описана методология использования технологии форсайт-сессии в сфере предпринимательского образования. Особое внимание отводится обоснованию использования технологии форсайт-сессии в рамках представленной экосистемы предпринимательского образования. В качестве апробации приводится описание опыта проведения курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава с целью повышения эффективности использования технологии форсайт-сессии в процессе обучения предпринимательству. Данный опыт представлен как элемент экосистемы предпринимательского образования и может служить основанием для внедрения подобного рода технологий в практику работы образовательных организаций. В статье сделан акцент на повышении уровня профессиональной компетентности студентов в результате использования технологии форсайт-сессии в образовательном процессе.

Сохранить в закладках
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ (2023)
Выпуск: Том 17 № 2 (92) (2023)
Авторы: Облаухова Мария Васильевна

В работе предложен взгляд на предпринимательство как элемент экономической системы, объединяющий всех субъектов экономической безопасности личности - государство, бизнес, человека. Экономическая безопасность личности выступает важнейшей составной частью жизнедеятельности человека и одновременно элементом национальной экономической безопасности и критерием эффективного функционирования экономической системы. Изучение основных элементов и угроз экономической безопасности личности, влияющих на нее факторов представляется актуальной темой для исследований, поскольку служит основой для выработки эффективной государственной политики, направленной на повышение уровня экономической безопасности личности и качества жизни населения. В обеспечении достаточного уровня экономической безопасности личности заметную роль играет не только социальная политика государства, но и активная стратегия экономического поведения самого индивида, а также тенденции развития бизнеса и предпринимательской среды в целом. Целью настоящей работы является изучение роли предпринимательства в обеспечении экономической безопасности личности через решение ряда задач, таких как определение сущностных характеристик экономической безопасности личности и основных направлений ее обеспечения; выявление механизмов влияния предпринимательства на уровень экономической безопасности личности и возникающих при этом проблем. В качестве методологического аппарата в процессе исследования использовались общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, а также социологические и статистические методы. В результате исследования установлено, что предпринимательство выступает заметным фактором в системе обеспечения экономической безопасности личности, в статье описан механизм его влияния на личную экономическую безопасность, в первую очередь через воздействие на трудовую занятость, доход, возможности для самореализации, а также через развитие предпринимательских компетенций, необходимых для повышения экономической грамотности индивида и его конкурентоспособности в экономической системе. Автором предложены направления дальнейших исследований по теме.

Сохранить в закладках
КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ HR-МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИХ УЧЕТ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ (2023)
Выпуск: Том 17 № 2 (92) (2023)
Авторы: Алавердов Ашот Робертович

Предметной областью статьи выступает кадровое направление деятельности субъектов малого предпринимательства и особенности управления им в современных отечественных условиях. Аргументируется научная позиция, в соответствии с которой указанное выше направление имеет выраженную специфику, исключающую возможность применения значительной части как стратегических подходов, так и прикладных HR-технологий, успешно используемых при организации кадровой работы на предприятиях крупного и среднего бизнеса. Игнорирование данной специфики чревато для рассматриваемой категории хозяйствующих субъектов как рыночными, так и чисто финансовыми потерями в силу принципиального снижения эффективности внутрифирменной системы HR-менеджмента, а следовательно, повышения вероятности негативной реализации разнообразных кадровых рисков количественного и качественного характера. Цель исследования состоит в разработке предложений по выбору стратегии и тактики управления персоналом предприятий малого бизнеса, в полной мере учитывающих специфику кадрового направления их деятельности. Задачи исследования сводятся к определению особенностей функционирования субъектов малого бизнеса на внешнем и внутрифирменном рынках труда, вытекающих из них дополнительных требований к организации кадровой работы. Результаты исследования: выявлены особенности организации кадровой работы в сфере малого предпринимательства, отличающие их от представителей других по масштабу бизнеса хозяйствующих субъектов. С учетом этих особенностей сформулированы и аргументированы рекомендации: по выбору стратегических подходов к решению основных задач по кадровому направлению деятельности малого предприятия; распределению полномочий в области управления персоналом между директором (собственником) малого предприятия, его помощником по персоналу и руководителями структурных подразделений; выбору и последующему внедрению HR-технологий, позволяющих повысить качество человеческого капитала малого предприятия как одного из важных факторов, обеспечивающих его конкурентные позиции на обслуживаемом рынке.

Сохранить в закладках
ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ОТНОШЕНИЙ ОСНОВНОГО И ДОЧЕРНЕГО ОБЩЕСТВ (2023)
Выпуск: Том 17 № 1 (91) (2023)
Авторы: Осипенко Олег Валентинович

С точки зрения повышения эффективности конкурентного права и корпоративного управления бизнесом интерес представляет регулирование отношений и сделок между основным и дочерним предприятиями. Ключевым для понимания регулирования отношений между основной и дочерней организациями является рассмотрение их в качестве единого хозяйствующего субъекта и имущественного комплекса. Поэтому часто сделки между основным и дочерним предприятиями рассматриваются как односторонние, безвозмездные. На юридическом языке российского правосудия особенность таких сделок называется «отсутствие прямого встречного предоставления». Постановление Президиума ВАС РФ № 8989 утвердило принцип: «Отсутствие прямого встречного предоставления является особенностью взаимоотношений основного и дочернего обществ, представляющих собой с экономической точки зрения единый хозяйствующий субъект». Мы рассмотрим по разным делам судебную практику (совокупность судебных решений), применяющую этот принцип, и посмотрим, как этот принцип эволюционировал и развился. Судебные акты, ссылающиеся на постановление № 8989, внушительно расширили ситуативное поле ее применения. Варианты таких схем: безвозмездная передача основных средств основного общества дочернему, и наоборот, а также в отношениях между дочерними структурами; преференциальное ценообразование в договорных отношениях основного и дочернего обществ, а также в отношениях между дочерними структурами (готовая продукция, сырье, материалы, узлы, энергоносители, работы, услуги и т. д.); безвозмездная передача компаниями холдинга результатов интеллектуальной деятельности; осуществление вклада основного общества в имущество «дочки» с соблюдением установленного законом порядка; обязанность дочернего общества строго соблюдать установленные законом для основного общества особенности использования соответствующего имущества; прощение долга одной из связанных корпоративным контролем компаний другой; мобилизация дивидендов дочернего общества для выплат задолженности основного общества в ходе его банкротства; сделки поручительства одной компании холдинга по обеспечению обязательств другой; сделки преференциального заимствования в отношениях между компаниями холдинга; безвозмездная передача денежных средств одной компании холдинга другой, явная или реализованная в рамках «хозяйственного договора».

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОМПАНИЯМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (2023)
Выпуск: Том 17 № 1 (91) (2023)
Авторы: Векшина Аделина Олеговна

Статья посвящена изучению преимуществ для малого и среднего бизнеса от внедрения системы социальной ответственности. В настоящее время все больше компаний стремятся быть социально ответственными, отвечая вызовам современности, так как общество ожидает помощи в решении социальных проблем, защиты и поддержки граждан не только от государства, но и от бизнеса. Наглядным примером стала деятельность компаний в рамках СО в период пандемии COVID-19, когда бизнесу пришлось подстраиваться под ситуацию, брать на себя ответственность не только за себя, но и оказывать поддержку своим стейкхолдерам. В это же время немаловажным становится вопрос, почему малому бизнесу полезно применять концепцию СО в своей деятельности. Это и обуславливает актуальность данного исследования. Целью исследования является раскрыть преимущества внедрения системы социальной ответственности для развития малого и среднего бизнеса. Для реализации поставленной цели необходимо решение нескольких задач: уточнить понятие «социальная ответственность» применительно к деятельности малого и среднего бизнеса, провести SWOT-анализ СО МСБ в отличие от КСО, выявить возможные преимущества от реализации концепции. В качестве методологии данного исследования были выбраны сравнительный анализ, метод анализа и синтеза информации о системе социальной ответственности, опрос среди представителей МСБ. В результате исследования были обозначены особенности реализации социальной ответственности малым и средним бизнесом. В статье автор раскрывает преимущества предпринимателей от внедрения социальной ответственности, обозначает рейтинг их значимости для бизнеса на основе проведенного опроса. Особое внимание уделено удачным кейсам среди МСБ при реализации СО. Автор демонстрирует, что применение социальной ответственности - это win-win стратегия как для компании, так и для общества.

Сохранить в закладках