Архив статей журнала
Мировая индустрия спорта является в настоящее время крупным сектором мировой экономики, который динамично развивается в условиях конкуренции многочисленных спортивных организаций, а также различных представителей бизнеса и популярных медиа. В статье анализируются главные продукты индустрии спорта (спортивное событие и спортивно-оздоровительная услуга), дана общая реальная картина рынка индустрии спорта с учетом как различных производителей, так и потребителей этих продуктов. У каждого продукта индустрии спорта есть свои особенности с учетом развития различных сегментов индустрии (профессиональный и массовый спорт, детско-юношеский спорт и фитнес-индустрия). В рамках проведенного исследования выявлены специфические элементы конкурентной стратегии различных производителей индустрии спорта с учетом особенностей продуктов этой индустрии. Авторами отмечается появление цифровых видов спорта (киберспорт, спортивное программирование, фиджитал-спорт и др.), что заметно сказывается на конкуренции рынка спортивных событий. Конкуренция на рынке спортивно-оздоровительных услуг связана с развитием предпринимательской деятельности в массовом и детско-юношеском спорте, а также в фитнес-индустрии. В статье показано, как сегодня развивается конкуренция в индустрии спорта, как формируется конкурентная среда и за какие продукты идет соперничество у потребителей индустрии. Представленная статья показывает уровень развития конкурентной среды в индустрии спорта.
Актуальность исследования обусловлена высокой долей расходов на государственные и муниципальные закупки в структуре ВВП России, с одной стороны, и необходимостью повысить качество мониторинга параметров конкуренции на рынке госзакупок - с другой. Имеющиеся в настоящее время на ИТ-рынке информационные системы и сервисные решения дают такую возможность, которая, по мнению автора, недостаточно использована в государственном секторе. Целью исследования является обоснование современной методологии мониторинга конкуренции на рынке государственных закупок, релевантной уровню научно-технологического развития вычислительных мощностей и инфраструктуры. Научная новизна заключается в формировании системы качественной оценки конкуренции на рынке закупок, основанной на анализе ранее незадействованных разрезов информации, позволяющих регуляторам отрасли оперативно получать сигналы о наличии картельных сговоров и иных форм нарушения конкуренции. Задача, решаемая в статье, направлена на улучшение поддержки принятия органами - регуляторами закупок управленческих решений относительно проводимой территориальной, отраслевой политики с учетом их материально-технического и кадрового обеспечения. Для реализации поставленной задачи результаты предыдущих исследований коллективов с участием автора обобщены и агрегированы в единую двухуровневую методологию, представлены в виде научно-методических рекомендаций к внедрению органами власти. На первом уровне методология может быть применена региональными уполномоченными органами в сфере закупок и не требует специального программного обеспечения, основывается на применении карты конкуренции, реализованной в Excel (может быть использована любая табличная база данных). Методы второго уровня ориентированы на применение крупными аналитическими центрами и подразделениями, основаны на высокоуровневой визуализации, наглядно «подсвечивают» рыночные аномалии. Внедрение такой методологии позволит повысить информированность органов власти о ситуации в разрезе регионов и отраслей, выявить или спрогнозировать возникновение различных аномалий, улучшить качество работы по противодействую картельным сговорам.
Актуальность исследования состоит в необходимости имплементации процессов проведения конкурентной разведки в организации ввиду постоянно растущего уровня конкуренции с целью обеспечения экономической стабильности. В настоящее время в научной литературе отсутствуют однозначные рекомендации по организации данных процессов, а предложенные модели традиционных организационных структур обладают рядом недостатков. При этом важно отметить большое количество факторов, влияющих на принятие решения о создании штатного подразделения конкурентной разведки, таких как размер компании, финансовые возможности и уровень отраслевой конкуренции. Цель исследования - дать характеристику существующим моделям организации процессов по проведению конкурентной разведки и предложить собственный подход к имплементации данных процессов. Основной задачей является выработка модели по организации деятельности по проведению конкурентной разведки. В статье особое внимание уделяется анализу зависимости частоты проведения конкурентной разведки и результатов операционной деятельности организаций, сделаны выводы об основных проблемах внедрения практики проведения конкурентной разведки на современном этапе. В ходе исследования были использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция и дедукция. В качестве результата исследования обобщена информация об имеющихся подходах к имплементации процессов конкурентной разведки и дана их характеристика, предложена модель организации деятельности по проведению конкурентной разведки с использованием scrum-метода и автоматизированной платформы сбора информации о внешней и внутренней средах.
В статье предлагается использование обучающего инструмента деловой игры в учебном процессе, направленном на формирование полной системы профессиональных предпринимательских компетенций. Статья имеет цель расширить возможности обучения в ограниченных условиях занятий в классе путем создания учебной ситуации, максимально близкой к реалиям современной практики деловых отношений. Для достижения этой цели автор поставил задачу использовать инструменты деловой игры применительно к развитию навыков конкуренции и конкурентных отношений. В качестве основного сценария деловой игры автор создает модель ситуации конкурса с участием стороны покупателя и нескольких участников-претендентов, конкурирующих за победу в имитации конкурсной закупки. Предлагаемая деловая игра строится на основе типовых реальных конкурсных ситуаций в пространстве множества В2В-операций, что подтверждает актуальность выбранного метода обучения. Статья содержит описание базового сценария и подробного регламента игры. Каждой из групп-участников игры предлагается свой пакет документов исходной информации, на основе которой участники должны построить свою тактику переговоров и генерации предложения конкурсной комиссии. В статье обосновывается, что для победы в конкурсе участникам необходимо учитывать как профессиональные, так и личные отношения лиц, участвующих в принятии решения. Автор обращает внимание на важность изучения учебной ситуации как полной системы отношений реальных компаний друг с другом. В статье показано, что важное практическое значение деловой игры состоит в заключительной сессии анализа действий участников игры - этапе «Разбор полетов». На основе анализа проведенных сессий деловых игр автор выделяет наиболее значимые результаты участия студентов в игре, их положительные впечатления и неожиданные собственные открытия. Использование предлагаемого метода будет полезным для образовательных организаций в качестве эффективного упражнения в рамках курсов, изучающих практику конкуренции систем профессионального и высшего образования.
Соперничество присутствует в разных сферах человеческой деятельности, например соперничество (конкуренция) за рабочее место, должность, необходимые ресурсы, свободное место в транспорте и за баллы/оценки в учебном процессе. Статья посвящена вопросам соперничества среди студентов в учебной деятельности за оценки, в том числе и при реализации балльно-рейтинговой системы оценивания в образовательных организациях высшего образования. По данным различных исследований и исходя из опыта профессиональной деятельности автора, использование балльно-рейтинговой системы оценки в образовательных организациях имеет как свои преимущества, так и недостатки. Так, одним из неоспоримых преимуществ считается повышение мотивации студентов к учебной деятельности (выполнить задание лучше, чем одногруппники), а одним из недостатков считается соперничество (иногда недобросовестное) за нужную для студента оценку (зачастую, это и жесткое сравнение с баллами, полученными однокурсниками, и недовольство (не соответствующее реальному положению дел) заработанной оценкой и пр.). Значимость этих моментов усиливается в связи с субъективностью оценки преподавателем студентов, а также с особенностями распределения баллов (индивидуально у каждого преподавателя) и оценивания различных творческих учебных работ. На основе изучения взаимодействия соперничающих сторон в учебной деятельности за баллы автором предложены некоторые способы, применение которых способствует добросовестному соперничеству среди студентов (совместному выигрышу, выигрышу за счет преимуществ), что указывает на практическое значение данной статьи. В ней показано, что даже при подробном описании и обосновании оценки (составлении шкалы и ее критериев) все равно будут возникать различные спорные вопросы в оценивании студентов, приводящие к определенной форме соперничества в учебной деятельности.
Для применения «пятого антимонопольного пакета» ФАС России разработала проект изменений в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 (Порядок-220). Данный проект в настоящее время проходит стадию общественного обсуждения, что делает актуальным его анализ на предмет наличия ответов на вызовы экономики современных цифровых рынков в целом, а также методических вопросов, поставленных последними изменениями в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в частности. Выявлено, что положения обсуждаемого проекта касаются далеко не всех основных проблем, которые возникают в связи с анализом конкуренции на цифровых рынках: не предложены методы анализа границ рынков при нулевых ценах, нет подходов к оценке сетевых эффектов, не отражены проблемы рыночной власти при конгломератных слияниях, не уточнено понятие многостороннего рынка и его соотношения с цифровой платформой. Проект также содержит неточности формулировок, оставляя свободу интерпретации, которая впоследствии создаст риски некорректного применения норм антимонопольного законодательства и повысит вероятность ошибок правоприменения. Кроме того, в статье продемонстрировано, что, несмотря на предлагаемые изменения, в документе сохранились многие проблемы, характерные также для анализа традиционных рынков (второй критерий теста гипотетического монополиста, анализ преодолимости барьеров входа, ограничения использования методов). В качестве методологической базы исследования используются подходы экономического анализа права и теории отраслевых рынков. Результатом проведенного анализа стали рекомендации для регулятора, направленные на снижение вероятности ошибок правоприменения, возникающих в результате пробелов в нормативно-правовых актах в сфере антимонопольного регулирования. Статья носит прикладной характер и может представлять интерес как для регулирующих органов, так и для антимонопольных экспертов.
Железнодорожный транспорт играет одну из ключевых ролей в функционировании и устойчивом развитии экономики России, обеспечивая перевозку пассажиров и грузов по всей стране. Современной России отрасль железнодорожного транспорта досталась в виде постсоветской монополии, которая сама осуществляла услугу перевозки, а также своими силами обеспечивала поддержание подвижного состава в рабочем состоянии, осуществляя все виды ремонта вагонов. Формированию самостоятельной отрасли вагоноремонтных услуг, а также анализу пройденного к настоящему моменту пути в построении конкурентной среды и дальнейших перспектив развития исследуемой отрасли и посвящено настоящее исследование. Основой анализа эволюционного пути выступил историко-генетический метод, а исследование современного состояния отрасли вагоноремонтных услуг базировалось на применении качественных и количественных методов, в том числе методики оценки рынков ФАС РФ, изучения отраслей и рынков, объединенных в подходе новой институциональной экономики. Полученные результаты исследования позволили выделить 5 этапов эволюции данной отрасли, подробно охарактеризовать каждый из них, выявить особенности и оценить полученные результаты. После оценки сформированной к настоящему моменту конкурентной среды вагоноремонтных услуг описаны ее субъекты, детально охарактеризовано экономическое содержание вагоноремонтной услуги и ее виды, применяемые в настоящее время, институты, выступающие основой координации агентов исследуемого рынка. По результатам исследования дана оценка современной конкурентной среды рынка вагоноремонтных услуг, включая показатели рыночной власти и концентрации, а также сформулированы направления и оценены перспективы дальнейшего развития конкурентной среды отечественного рынка вагоноремонтных услуг. Теоретическая значимость данного исследования заключается в детальном описании конкурентной среды рынка вагоноремонтных услуг, а также элементов ее структуры. Практическая значимость настоящего исследования заключается в выявлении слабых сторон функционирования отрасли и разработке направлений и рекомендаций по повышению эффективности ее функционирования.
В статье рассматриваются вопросы количественного анализа состояния конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг, результаты которого могут представлять существенный интерес для антимонопольного регулирования, где ставится задача определить степень развитости конкуренции, выявить факты применения субъектами антиконкурентных стратегий либо другие формы ограничения конкуренции. Перспективным является использование результатов количественного анализа конкуренции для исследования траекторий конкурентного поведения отдельных телекоммуникационных компаний. Целью настоящей статьи является проведение количественного анализа состояния конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг и выявление особенностей конкурентного поведения, действующих на нем компаний. Для достижения цели в работе предложена система показателей количественного анализа конкуренции, которая опирается на действующий в России Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, а также учитывает отраслевые особенности конкуренции в сфере телекоммуникационных услуг. На основании предложенной системы показателей проведена количественная оценка состояния конкуренции на межрегиональном рынке сотовой связи Российской Федерации. Установлено, что данный сегмент телекоммуникационного рынка развивается по типу жесткой олигополии, границы которой определяют доли рынка крупных сотовых операторов. Конкурентное окружение формируют значимые региональные компании, а также виртуальные операторы сотовой связи, влияние которых за последние годы существенно возросло. Фактором, сдерживающим развитие конкуренции на рынке, является высокая концентрация, которая, наряду с наличием значимых экономических и административных барьеров на входе, делает рынок относительно стабильным и определяет позиционный характер конкуренции. В ходе исследования выявлена тенденция к снижению уровня концентрации и постепенному насыщению рынка сотовой связи, что в перспективе может привести к росту конкурентного напряжения.
Процессы цифровизации, внешние вызовы и растущие запросы на формирование новых компетенций привели к тому, что в настоящее время такая традиционная сфера, как образование, претерпевает серьезную трансформацию как в плане используемых методов обучения, так и конкурентных стратегий, реализуемых субъектами образовательного процесса. Одним из наиболее динамично развивающиихся секторов является виртуальное образование, выросшее за последние пятнадцать лет от простых информационных сайтов до полноценных виртуальных образовательных систем, способных предложить кастомизированные образовательные продукты широкому кругу пользователей. Несмотря на относительную молодость сектора виртуального образования и дискуссионность идентификации его границ, уже накоплен достаточный статистический и фактографический материал, который позволяет оценить уровень конкуренции и барьеры выхода на данный рынок. Идентификация типовых конкурентных стратегий входа позволит как проследить основные тенденции развития данного рынка, так и оценить их перспективность с точки зрения возможности применения новыми игроками. Цель работы - оценить уровень конкуренции на рынке виртуального образования и выявить характерные стратегии выхода на данный рынок; на основе данных рейтинга EdTech и «Списка сделок в сфере виртуального образовавния за 2014-2016 гг.» дать оценку конкуренции и выявить основные дескриптивные стратегии. Уровень конкуренции оценивался на основе расчета Индекса Херфиндаля - Хиршмана и расчета степени концентрации рынка. Для оценки барьера входа и выживаемости стартапов проведен анализ объемов инвестирования по сохранившимся на текущий момент проектам. При группировке и описании стратегий входа использовались монографический и историографический методы, а также анализ объема инвестиций и секторальной принадлежности компаний. По итогам исследования сделан вывод о высоком уровне конкуренции на данном рынке и среднем уровне его концентрации. Идентифицирован ряд характерных стратегий выхода на рынок, даны количественные оценки объема инвестиций их реализации.
В работе рассматривается всеобщее учение об организации - тектология А. А. Богданова с позиции современных теорий менеджмента, предпринимательства и конкуренции. Исследуются взгляды Александра Александровича на предпринимательство, конкуренцию, источник хозяйственной инициативы. Автор статьи пытается ответить на вопрос, как А. Богданов относился к организационным началам в рыночных процессах, транзакционных связях между экономическими субъектами. Пытается понять, как именно А. А. Богданов понимал предпринимательство и конкуренцию. В этих целях проведен контекстный и формально-логический контент-анализ текста «Тектологии» А. Богданова по ключевым терминам «предпринимательство», «конкуренция», «инициатива». Взгляды Александра Александровича сравниваются с современными взглядами представителей неоавстрийской экономической школы, позициями ученых в сфере теории предпринимательства и конкуренции. Автор приходит к выводу, что А. Богданов, вслед за К. Марксом, не различал социально-экономические роли предпринимателя и владельца бизнеса, обобщая их в единый класс - буржуазию. Фигура предпринимателя (индивидуального, серийного, внутрифирменного, социального) несет в себе угрозу самой идее классовой организации общества, так как предприниматель может принадлежать к любому классу: буржуазия, крестьянство, техническая интеллигенция или пролетариат. Александр Александрович относит предпринимателя к буржуазии - господствующему классу, от которого организационная активность переходит к низшим классам. К интересным выводам приходит автор статьи при анализе использования А. Богдановым термина «конкуренция»: Богданов вообще отказывал термину «конкуренция» в смысловом ядре понятия, утверждая, что этот термин используется в разных, не связанных друг с другом смыслах в разных отраслях и сферах человеческой деятельности.
В статье представлено авторское видение управления взаимоотношениями с поставщиками в логистической системе торговой организации для обеспечения конкурентных преимуществ. Выбор поставщика является актуальным и важным этапом при осуществлении функций управления закупками. Эффективное управление данным аспектом деятельности способствует налаживанию путей взаимодействия с компаниями, обеспечивающими материально-техническое снабжение организации. Поиск подходящих поставщиков и установление долгосрочных отношений с ними могут помочь компаниям предоставлять клиентам качественные продукты и услуги по конкурентоспособным ценам и без перебоев. «Правильные» поставщики снизят риски, связанные с нестабильностью в цепочке поставок. Авторами дана новая трактовка термина «управление взаимоотношениями с поставщиками». Управление взаимоотношениями с поставщиками - это принятие решений по совершенствованию способов взаимодействия в процессе закупок между контрагентами торгово-логистической деятельности. При этом эффективность взаимодействия с поставщиками в процессе закупок авторы рассматривают как внутреннее конкурентное преимущество. Кроме того, авторы обозначили связь, общность и различие понятий «цепочка стоимости» и «цепочка поставок». В работе были проанализированы этапы процесса закупок, выявлены проблемы в организации управления закупками. Результаты исследования и предложенные рекомендации могут служить основой для улучшения организации и управления логистической, закупочной деятельностью торговой организации для обеспечения конкурентных преимуществ. Новые параметры для определения порядка закупок, критерии оценки поставщика и эффективная работа по его выбору позволят снизить издержки, сэкономить на уменьшении количества брака и т. д. Результаты исследования: разработаны критерии, согласно которым необходимо учитывать цену, дисциплину поставок, качество, условия оплаты, территориальную удаленность, опыт сотрудничества, удовлетворение рекламаций, срок исполнения заказа; представлен алгоритм взаимодействия поставщика и потребителя в системе управления взаимоотношениями с поставщиками; определены новые параметры для определения порядка закупок и критерии оценки поставщика.
В условиях быстро меняющейся цифровой среды компании сталкиваются с вызовом быстрой и эффективной выработки экономических решений. Принятие эффективных экономических решений напрямую влияет на конкурентоспособность компании на рынке. Данная статья поднимает проблему проведения оценки эффективности экономической деятельности предприятия, связанную с изучением и проработкой большого количества данных. Анализ большого объема данных позволяет компаниям получить подробное представление о том, как функционирует их бизнес, а также о том, какие факторы могут влиять на его успех. Такой подход основан на применении математических и статистических методов, а также на использовании специальных программных средств, которые позволяют эффективно обрабатывать и анализировать большие объемы данных. В тот же момент результаты анализа данных могут быть представлены в виде графических отчетов, которые помогают принимать более обоснованные решения на основе фактов динамики развития и способствовать улучшению экономической эффективности деятельности компании. Под графическим отчетом понимается представление данных в визуальном формате с обозначением медиан и исключений. В данной статье были применены методы системного анализа и синтеза, метод индукции, контент-анализ научной литературы и статистических обзоров по исследуемой тематике. С развитием процесса цифровизации деятельности организации анализ данных стал просто необходимым инструментом в процессе выработки и принятия экономически выгодных решений. В статье авторы аргументировано обосновывают стратегическую значимость применения анализа данных в экономике, предпринимательстве и бизнесе.
- 1
- 2