Архив статей журнала
Статья посвящена малоизвестному аспекту философского наследия М. Мерло-Понти – проблематике раннего речевого онтогенеза и возможности применения феноменологии для анализа детской речи. Данный текст предваряет публикацию фрагмента материалов лекционного курса М. Мерло-Понти, который он читал в Сорбонне в 1949–1952 гг. (опубликованы в сборнике «Психология и педагогика ребенка. Лекции в Сорбонне 1949–1952 гг.» 2001 г., не переводились на русский язык). В статье кратко представлены исторический и философский контекст исследований детской речи, который сложился к середине XX в., когда Мерло-Понти обратился к этой теме, общие характеристики и краткое изложение основных моментов данного курса, особенности его подхода к раннему речевому развитию и развитию ребенка в целом с точки зрения феноменологии, психологии, лингвистики и смежных дисциплин, интересующихся данной тематикой. Автор предпринимает попытку выделить философскую специфику исследуемого источника, а также предположить, какое место это исследовательское направление Мерло-Понти может занять в актуальном поле феноменологии и лингвистики детства, с одной стороны, и в рецепции наследия Мерло-Понти – с другой.
В лекционном курсе 1954-1955 гг., посвященном проблеме «пассивности» в феноменологической философии, М. Мерло-Понти уделяет много внимания «бессознательному» как «открытию Фрейда». Подходы к бессознательному философ находит, анализируя феномены сновидения, памяти и др. на материале дескрипций З. Фрейда и предлагая собственную терминологию и интерпретации психоаналитических наблюдений. Мерло-Понти ставит перед собой задачу преодолеть ограниченность оригинальных прочтений психоаналитического открытия, обусловленную, среди прочего, опорой теоретических моделей Фрейда на классическую картезианскую концепцию субъективности. В статье мы рассмотрим теорию «онейрического символизма»: области «мифического» смыслопроизводства, само феноменальное бытие которого - на границе между бессознательным и сознанием, активностью и пассивностью, субъектом и миром - подталкивает Мерло-Понти к пересмотру классических онтологических моделей. Мы покажем, для решения каких фундаментальных проблем феноменологической онтологии Мерло-Понти привлекает концепцию «онейрического символизма», к каким выводам ему удается прийти с ее помощью, а также кратко охарактеризуем взаимное отношение моделей субъективности, предлагаемых феноменологической онтологией и психоанализом Фрейда.