Статья посвящена философскому осмыслению роли войны в современных обществах. Автор анализирует различные формы завершения войны — от полной победы до замораживания конфликта — и поднимает вопрос о моральных и институциональных последствиях таких исходов. Особое внимание уделено идее победы как не только военного, но и нравственного явления, в том числе в контексте Второй мировой войны. Обсуждаются античные и религиозные ритуалы очищения победителей от насилия, а также критически осмысляется современное восприятие войны как источника прогресса. В тексте также поднимается вопрос о политической ответственности в контексте войны. Рассматривается концепция политической ответственности Ханны Арендт, в ответ на которую автор предлагает альтернативный взгляд, апеллирующий к праву человека быть аполитичным
В статье представлен комплексный анализ эволюции философского осмысления феномена войны от раннего Средневековья до современности. Исследование охватывает ключевые этапы развития теории войны: от христианской доктрины справедливой войны Августина Блаженного и Амвросия Медиоланского до секуляризированных теорий Нового времени и современных подходов. Особое внимание уделяется трансформации понимания войны в контексте развития философской мысли: от метафорического осмысления как «царя всего» до концептуализации как инструмента правового регулирования международных отношений. В работе анализируется переход от теологического обоснования войны к правовому и затем к либерально-гуманистическому подходу, где центральным становится принцип защиты прав человека, а определяющая роль Бога в легитимации войны подменяется ключевой ролью государства. Автор демонстрирует преемственность философских идей о войне и их трансформацию под влиянием социально-политических изменений. Исследование выявляет, как современные теории справедливой войны, сохраняя элементы августиновского подхода, интегрируют либеральные ценности и принципы защиты прав человека, формируя новый взгляд на допустимость и ограничения применения военной силы в международных отношениях, что приводит к закономерному оправданию войны как формы организованного насилия