В статье анализируется российский фактор в современном внешнеполитическом курсе правительства Венгрии во главе с В. Орбаном и его партией «Фидес - Венгерский гражданский союз». Сравниваются официальные позиции правительства по наиболее резонансным вопросам, связанным с Россией. К ним относятся энергетические санкций, членство Финляндии и Швеции в НАТО, поставки вооружения украинской стороне. Исследование показывает, что, несмотря на согласие со многими ценностными ориентирами партнеров по ЕС И НАТО, Венгрия готова продолжать последовательно защищать собственные экономические и энергетические интересы.
В 1992 году Россия и Китай выдвинули инициативу по расширению молодежного обмена, однако широкомасштабное взаимодействие началось лишь с проведения «Года молодежных обменов России и Китая» в 2014 / 2015 годах. С тех пор молодежное сотрудничество двух стран активно развивается в политической, экономической, научно-технической, культурной и спортивной сферах, а вопросы молодежной политики привлекают всё больше внимания. Целью настоящего исследования является анализ истории и текущего состояния сотрудничества России и Китая в области молодежной политики в рамках стратегического партнерства. Развитие молодежного взаимодействия между Россией и Китаем рассматривается в контексте углубляющегося стратегического партнерства. В работе применяется метод контент-анализа для изучения официальных документов, подписанных двумя странами, а также новостных материалов, связанных с молодежным обменом, с целью выявления приоритетных направлений сотрудничества. С помощью исторического метода прослеживаются этапы развития и уже сформированные устойчивые механизмы взаимодействия в сфере молодежной политики в рамках двусторонних отношений. В дополнение используется метод кейс-анализа для рассмотрения практических аспектов текущего сотрудничества. Результаты исследования показывают, что сотрудничество в области молодежной политики осуществляется в рамках механизмов регионального, двустороннего и многостороннего взаимодействия. По мере углубления российско-китайских отношений сферы молодежного сотрудничества продолжают расширяться в соответствии с потребностями стратегического развития двух стран.
В начале 2020-х годов между Россией и Индией наблюдалось снижение торговых связей в сфере военно-технического сотрудничества. Данная статья содержит анализ влияния политических процессов на динамику военно-технического сотрудничества между Россией и Индией в начале 2020-х годов. В статье рассматриваются как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на оборонное сотрудничество между означенными странами. Особое внимание уделяется изменениям в военно-политической обстановке, сложившейся вокруг Индии, а также внутриполитическим тенденциям, таким как стремление к автономии и хеджированию рисков для собственной оборонной отрасли. Для достижения цели исследования используется неоклассический реализм как основная теоретическая парадигма. Она позволяет анализировать внешнеполитические действия государств на пересечении системного и внутриполитического уровней. В статье также практикуется оборонительный реализм в трактовке К. Уолтца и С. Уолта. Он способствует анализу соотношения материальных потенциалов и оценки угроз. Основным методом исследования является анализ заявлений официальных лиц, статистики поставок вооружений. Он позволяет взаимно соотнести количественные и качественные показатели. Результаты исследования показывают, что снижение военно-технического сотрудничества между Россией и Индией обусловлено рядом факторов системного и конъюнктурного характера. Нарастание индийско-китайских и индийско-пакистанских противоречий сопутствует недоверию к российско-китайскому сближению, ускоряя процесс переориентации Индии на западные страны. Данная тенденция совмещается с начатыми в Индии в 2010-х годах долгосрочными программами развития национального производства, а также стремлением снизить уязвимость страны от возможных санкций за сотрудничество с Россией. Итак, в российско-индийских отношениях наблюдаются кризисные тенденции. Однако Россия и Индия продолжают рассматривать друг друга как долгосрочных партнеров в сфере обороны. Сотрудничество двух стран осуществляется благодаря их общим стратегическим интересам и долгосрочным совместным проектам, нацеленным на создание полицентрического порядка. Следует добавить, что в Индии наличествует значительная доля российского военно-промышленного комплекса. Причем экспорт высокотехнологических товаров из России в Индию возрастает со времени возникновения геополитического конфликта на Украине.
В статье рассматриваются отдельные аспекты тюркской интеграции в регионе Центральной Евразии. На фактическом материале демонстрируется процесс правового и экономического сопряжения усилий Организации тюркских государств (ОТГ) по налаживанию взаимного сотрудничества. Выделяются позитивные моменты формирования сети международных транспортно-логистических коридоров. Вместе с тем показано восприятие сегодняшних планов экономической кооперации ОТГ другими участниками интеграционных процессов в обширном макрорегионе Центральной Евразии. Целью настоящего исследования является выявление происходящих интеграционных процессов в Центральной Евразии, особенно в части институционального становления и развития Организации тюркских государств. Этот процесс является неотъемлемой составляющей региональной геополитики. Его значение трудно переоценить. С ростом экономического, ресурсного, транзитно-логистического и трудового потенциала тюркских государств, увеличивается и их вес в мировой политике, а также роль, которую они играют в отношениях с мировыми державами. Правовая и экономическая составляющая тюркской интеграции раскрывают в сравнении совокупный экономический потенциал государств ОТГ и Евразийского экономического союза. В качестве важнейшего компонента рассматриваются, в том числе, новые альтернативные транспортно-транзитные маршруты, открывающие дополнительные пути доставки грузов по трансконтинентальным линиям между Европой и Азией. Отдельно показаны интересы ключевых внешних игроков - России, Китая, Ирана и Турции в процессе сопряжения евразийского и тюркского векторов. Суммируя результаты исследования, автор приходит к своему главному выводу: евразийский и тюркский векторы развития интеграции для государств - участников ОТГ и ЕАЭС являются взаимодополняемыми. Это позволяет избежать конфликтности и излишней конкуренции между бенефициарами процесса сопряжения обоих векторов. Исследование выстраивалось с опорой на количественный (анализ статистических данных), институциональный (роль интеграционных объединений в развитии экономической интеграции), структурно-функциональный (изучение интеграции как целостного явления в современных международных отношениях) методы. Системный подход способствует определению взаимосвязей основных элементов интеграционной системы в изменяющейся внешней среде. Указанные методы позволяют проанализировать специфические особенности и закономерности в развитии интеграционных процессов на территории евразийского континента, что способствует комплексному рассмотрению данной проблематики. Источниковой основой исследования послужили статистические и информационно-аналитические материалы, нормативные и служебные документы.