Одним из важнейших аспектов современного глобального геополитического противоборства является противостояние стран Запада и Китайской Народной Республики. Цель статьи - рассмотрение генезиса и основных современных особенностей китайско-германских отношений, а также в обосновании наиболее вероятных перспектив их развития в контексте вышеуказанного аспекта. Для достижения данной цели используются методы системного и геополитического анализа, позволяющие проанализировать отношения между КНР и ФРГ с учетом принадлежности обеих стран к противоположным геополитическим блокам. Применяя данные методы, автор рассматривает геополитические и экономические, а применительно к ФРГ - и внутриполитические предпосылки формирования двусторонних отношений. При написании статьи использовались аналитические и статистические источники, монографии, а также публикации в отечественных и в германских академических изданиях. На основе проведенного анализа сформулированной в статье актуальной геополитической проблемы автор сделал выводы: страны Запада переживают период глубокого кризиса, их потенциал для осуществления глобального доминирования серьезно сократился, в частности за счет заметного ухудшения трансатлантических отношений; Китай и Германия стали одними из главных бенефициаров эпохи глобализации, но эта эпоха завершается. Принадлежность к противоположным геополитическим блокам, влияние США и союзников по Евросоюзу на содержание внешнеполитического курса ФРГ, а также жесткое отстаивание Китаем своих национальных интересов в отношениях с иностранными государствами не позволяют надеяться на позитивное развитие китайско-германских отношений в ближайшем будущем и делают их в целом малопредсказуемыми.
В 1992 году Россия и Китай выдвинули инициативу по расширению молодежного обмена, однако широкомасштабное взаимодействие началось лишь с проведения «Года молодежных обменов России и Китая» в 2014 / 2015 годах. С тех пор молодежное сотрудничество двух стран активно развивается в политической, экономической, научно-технической, культурной и спортивной сферах, а вопросы молодежной политики привлекают всё больше внимания. Целью настоящего исследования является анализ истории и текущего состояния сотрудничества России и Китая в области молодежной политики в рамках стратегического партнерства. Развитие молодежного взаимодействия между Россией и Китаем рассматривается в контексте углубляющегося стратегического партнерства. В работе применяется метод контент-анализа для изучения официальных документов, подписанных двумя странами, а также новостных материалов, связанных с молодежным обменом, с целью выявления приоритетных направлений сотрудничества. С помощью исторического метода прослеживаются этапы развития и уже сформированные устойчивые механизмы взаимодействия в сфере молодежной политики в рамках двусторонних отношений. В дополнение используется метод кейс-анализа для рассмотрения практических аспектов текущего сотрудничества. Результаты исследования показывают, что сотрудничество в области молодежной политики осуществляется в рамках механизмов регионального, двустороннего и многостороннего взаимодействия. По мере углубления российско-китайских отношений сферы молодежного сотрудничества продолжают расширяться в соответствии с потребностями стратегического развития двух стран.
Настоящая статья содержит ответ на вопрос, как китайский политический класс заново «придумывает» Арктику для того, чтобы: 1) консолидировать полярные концепты собственного населения; 2) манифестировать особые права Китая на Крайний Север для того, чтобы оспорить существующие арктические иерархии в сфере международных отношений. Цель работы - исследование доктринальных усилий китайских властей, направленных на продвижение интересов Китая в полярном регионе; выявление того, как Китай получает свободу действий в Арктике в «постфевральском» мире. Научная новизна: статья ставит под сомнение общепринятый тезис о том, что всеобъемлющий подход Пекина к полярному мегарегиону основан на принятой Китаем в 2018 году «Белой книге Арктики». Для того чтобы приблизиться к лучшему пониманию арктической политики Пекина, автор исследует ее малоизученный аспект - идеологическое творчество китайской политической и интеллектуальной элиты на культурной и географической почве Крайнего Севера. Материалы и методы: официальные документы КНР, тексты выступлений китайских чиновников и экспертов, данные, полученные из «первых рук» от китайских специалистов во время работы в университетах Шанхая в 2014 и 2023 годы.
В качестве теоретических ориентиров, позволяющих понять новые аспекты китайской арктической политики, в настоящей статье используются познавательные модели конструктивизма и «критической геополитики». Результаты исследования. Идеологическое творчество китайских ученых, чиновников и военных подготовило официальные полярные доктрины и стратегии Китая, включая «Белую книгу Арктики». Российско-украинский конфликт, открывший в мировой политике эпоху «пост-февраля», стал моментом «стратегической возможности» для КНР. Готовность Москвы бросить вызов международному порядку делают ее естественным союзником Китая в Арктике.
В начале 2020-х годов между Россией и Индией наблюдалось снижение торговых связей в сфере военно-технического сотрудничества. Данная статья содержит анализ влияния политических процессов на динамику военно-технического сотрудничества между Россией и Индией в начале 2020-х годов. В статье рассматриваются как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на оборонное сотрудничество между означенными странами. Особое внимание уделяется изменениям в военно-политической обстановке, сложившейся вокруг Индии, а также внутриполитическим тенденциям, таким как стремление к автономии и хеджированию рисков для собственной оборонной отрасли. Для достижения цели исследования используется неоклассический реализм как основная теоретическая парадигма. Она позволяет анализировать внешнеполитические действия государств на пересечении системного и внутриполитического уровней. В статье также практикуется оборонительный реализм в трактовке К. Уолтца и С. Уолта. Он способствует анализу соотношения материальных потенциалов и оценки угроз. Основным методом исследования является анализ заявлений официальных лиц, статистики поставок вооружений. Он позволяет взаимно соотнести количественные и качественные показатели. Результаты исследования показывают, что снижение военно-технического сотрудничества между Россией и Индией обусловлено рядом факторов системного и конъюнктурного характера. Нарастание индийско-китайских и индийско-пакистанских противоречий сопутствует недоверию к российско-китайскому сближению, ускоряя процесс переориентации Индии на западные страны. Данная тенденция совмещается с начатыми в Индии в 2010-х годах долгосрочными программами развития национального производства, а также стремлением снизить уязвимость страны от возможных санкций за сотрудничество с Россией. Итак, в российско-индийских отношениях наблюдаются кризисные тенденции. Однако Россия и Индия продолжают рассматривать друг друга как долгосрочных партнеров в сфере обороны. Сотрудничество двух стран осуществляется благодаря их общим стратегическим интересам и долгосрочным совместным проектам, нацеленным на создание полицентрического порядка. Следует добавить, что в Индии наличествует значительная доля российского военно-промышленного комплекса. Причем экспорт высокотехнологических товаров из России в Индию возрастает со времени возникновения геополитического конфликта на Украине.
В современных международных отношениях все более четко выражается национально и культурно детерминированный подход государств к реализации своих интересов. В настоящее время на международной арене наблюдается своеобразный поединок стратегических культур, и часто доминация достигается не путем ведения прокси-войн, а реализацией стратегико-культурного потенциала в противостоянии глобальных проектов мирового порядка. Устойчивой стратегической культурой обладают великие державы, к которым безусловно относится и Китай. Китайская Народная Республика, будучи древней цивилизацией, использует в сфере международных отношений всевозможные национальные хитрости и особые подходы для достижения наиболее выгодных условий собственного существования. Основной моделью мирового порядка для Китайской Народной Республики стала концепция глобального управления. Сущность данной концепции можно резюмировать формулой: на базе «китайской мудрости» и китайского принципа гармонии цивилизации находятся не в конкуренции, а в партнерских отношениях, что позволяет обходиться без гегемонии и однополярного мира, формируя конструктивный миропорядок, отвечающий духу китайской национальной стратегической культуры. Цель данного исследования - изучить китайскую специфику построения глобального управления и ее интеграции в практику внешнеполитического курса КНР. Основными методами исследования являются анализ документов и кейс-стади, синергия которых позволяет выявить реализацию доктринальных оснований концепции глобального управления в практике китайской внешней политики. В результате было установлено, что построение сообщества единой судьбы человечества является основной концепцией дипломатической мысли Си Цзиньпина, а три основные глобальные инициативы представляют собой планы Китая по реализации концепции сообщества единой судьбы человечества и содействию реформированию и построению глобального управления. Реализация трех основных инициатив и содействие построению сообщества единой судьбы человечества - это грандиозный системный проект, отражающий гармонию китайской политической мысли и стратегической культуры. Стратегико-культурные основания китайской внешней политики предлагают миру объединение и безопасность, пусть даже они осуществляются в интересах Китая. Однако они приносят выгоду всем членам международного сообщества и разрешают конфликтные ситуации, избегая открытых военных противостояний.