Архив статей

Советская библиотечная политика по организации взаимодействия науки и общества в 1920–1930-х гг. (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Плешкевич Евгений Александрович

Целью статьи является критический анализ исторического опыта по формированию просветительской советской государственной библиотечной политики в 1920–1930‑х гг. и определение возможностей его современного использования. Показано, что основу этой политики составили взгляды на науку и ее популяризацию отечественных революционных демократов, а также идеи В. И. Ленина о политическом воспитании рабочего класса и развитии его политического сознания. Отмечено, что библиотечная просветительская политика начала складываться в рамках просветительской концепции библиотечного дела как одной из форм внешкольного образования и политической пропаганды в конце XIX – начале XX в., однако политические и организационные условия для ее реализации сложились только в советское время. Основным мотивом формирования советской просветительской политики стала необходимость подготовки рабочих и крестьян к участию в государственном управлении по всей вертикали власти, борьба с церковью, а также повышение технической и сельскохозяйственной грамотности рабочих и крестьян. Базовой формой взаимодействия стала пропаганда как наиболее концентрированное выражение политического, научного и технического просвещения. Раскрыты политические и педагогические принципы этой политики и сделаны выводы о перспективности использования опыта тех лет при формировании современной библиотечной политики по организации взаимодействия науки и общества. Проанализированы основные достижения и недостатки. Опыт 1920–1930-х гг. показывает, что такая политика станет успешной при реализации следующих условий: 1) библиотечная политика в этом направлении будет составной частью общегосударственной просветительской и научной политики; 2) ­будет организовано управление просветительским и научным чтением; 3) библиотечное воздействие должно носить активный характер; 4) принципы современной просветительской библиотечной политики модернизируются с учетом достижений педагогической науки в области просветительства, социологии чтения, информационной культуры и популяризации науки.

Сохранить в закладках
Роль библиотек в предотвращении распространения фейковых новостей в научной среде (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Курмышева Лидия Константиновна

Рассматривается проблема распространения фейковых новостей в сфере научной информации. Социальные сети, блоги, подкасты и многие другие интернет-каналы перегружают информационное поле и способствуют распространению ложной информации. Такая ситуация отрицательно влияет на процесс взаимодействия науки и общества. Библиотека в этой связи может служить источником надежной научной информации. Целью статьи является представление результатов исследования возможностей библиотеки как источника надежной научной информации в борьбе с фейк-ньюс. Контекст современного информационного пространства предъявляет свои требования к трансляции любого сообщения. Ошибочная или ложная информация, содержащаяся в транслируемом сообщении, может быть продублирована в различных источниках. Внимание к источнику информации, ее отправителю должно быть весьма высоким. В связи с этим необходимо более ответственно подходить к выбору первоисточника. Цель статьи – на основе зарубежных источников рассмотреть проблему фейковых новостей в научном сообществе и библиотеку в качестве источника надежной научной информации. В качестве источниковой базы была использована платформа LENS. ORG. Зарубежные авторы приходят к выводу о важности работы библиотек как значимого социального института, ориентированного на развитие общества знания. Анализ документопотока по данной тематике позволил определить место библиотеки в решении проблемы распространения ложной научной информации. Сделан вывод, что деятельность библиотек, помимо сохранения и распространения знания, должна дополняться работой по борьбе с недостоверной информацией. Актуальными становятся мероприятия по повышению информационной грамотности и работа по выявлению недостоверной информации в научной сфере.

Сохранить в закладках