Исследование семантики образов и цветов, встречающихся в старообрядческой миниатюристике, помогает понять и раскрыть смысл танатологических представлений этой конфессиональной группы. Особую роль играет текст, который сопровождает миниатюру и часто становится источником толкования тех или иных символов.
Цель статьи – реконструкция рецепции изображения через прочтение текста и семантики цветов иллюстрации человеком XVIII в. как носителем семиотических и семантических кодов историко-культурной традиции. Статья раскрывает внешние представления старообрядцев о загробном мире через описание изображенного на миниатюре сюжета пребывания души грешника в аду, а также представляет собой попытку прочтения и раскрытия семантики встречающихся образов. Важное место в публикации занимает исследование восприятия цвета и его роли в описании образов. Дан краткий обзор дореволюционной, советской и современной историографии, посвященной междисциплинарным пересечениям по этой тематике, актуализировано проблемное поле и сформирован теоретический фундамент исследования. Описана содержащаяся в рукописи миниатюра, раскрыта ее сюжетно-композиционная основа, действующие лица, связь рукописной миниатюры с книжной традицией древней и средневековой Руси.
При сравнении исследуемого источника с другими (22 архивными старообрядческими рукописями: 7 Синодиками, 7 Сборниками поучений, слов и т. п., в число оставшихся входят жития святых, апокалипсисы и т. д.) проведена корреляция между использованием цвета в определенных образах и его значением. На этой основе раскрыта семантика цветов: красного – цвета святых и грешных, белого – цвета духовного и телесного, показана роль зеленого и черного в сохранении книжной традиции и изображении животных. Сделаны выводы о выделении цветов/образов и закономерностях в их использовании.
Цель исследования – охарактеризовать книги из личной библиотеки санктпетербургского священника иерея Иоанна Кирикова как часть книжного собрания Колывано-Воскресенских заводов, реконструировать историю их бытования и проанализировать подходы отца Иоанна к собиранию своей библиотеки.
Рассматриваются печатные и рукописные документы второй половины XVIII в., принадлежавшие иерею Иоанну Кирикову (1720–1770) и влившиеся в книжное собрание КолываноВоскресенских горных заводов. Крупнейшая сохранившаяся часть этой книжной коллекции сегодня находится в отделе ценных и редких книг Новосибирской государственной областной научной библиотеки.
Если биография и пастырское служение отца Иоанна изучены достаточно подробно, его личная библиотека и, соответственно, читательские интересы до сих пор оставались вне поля зрения исследователей. В статье представлены подробные описания печатных и рукописных документов, проанализированы владельческие записи и другие идентифицирующие признаки. Особое внимание уделено рукописным документам, которые впервые вводятся в научный оборот.
Охарактеризован их состав, история создания и другие особенности. Большинство документов – это тексты, созданные в петровскую эпоху, не утратившие своей популярности в последующие годы. Исследование существенно дополняет историю книгораспространения и чтения, а также историю частных библиотек в Российской империи в XVIII–XIX вв.