Цель статьи – охарактеризовать документальный поток (ДП) публикаций дневниковых записей сибиряков – участников Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Показано место дневников в источниковедении и значение дневниковых записей для изучения антропологического содержания и психологии войны. Обоснованы причины немногочисленности фронтовых дневников по сравнению с другими видами эго-документов (воспоминаниями, письмами). Впервые был выявлен и комплексно изучен ДП из 40 публикаций дневников (и о дневниках) сибиряков: представлены библиометрические показатели и характеристика контента; выявлены сайты, содержащие полные тексты дневников (или их фрагментов) и дана оценка их значимости; определены места их хранения. В исследуемом ДП представлена информация о дневниках 28 сибиряков – рядовых участников войны, которые в мирное время в большинстве своем были обладателями гражданских профессий. Дана оценка сайта «Прожито», реализующего проект по сбору полных текстов; обоснована необходимость работы по сохранению полных текстов дневников: выявлению дневников, хранящихся в личных или семейных архивах и передачи их (или их копий) в государственные музеи и архивы; подчеркнуто значение исследований эго-документов о Великой Отечественной войне для образования и патриотического воспитания.
Цель статьи – представить краткий биобиблиографический и историографический очерк научно-исследовательской деятельности ученого-книговеда, историка, педагога и библиофила Д. А. Эльяшевича в контексте эволюции отечественного теоретического книговедения. Охарактеризованы основные этапы научного и профессионального становления исследователя, выделены ключевые направления его разработок: еврейская печать и труды по иудаике, проблемы цензуры и цензурных учреждений в Российской империи, теория и методология книговедения. Медиалогический подход к книговедческой теории и образовательной практике представлен в качестве одного из фундаментальных достижений Д. А. Эльяшевича.
Цель статьи – представить деятельность Государственной публичной библиотеки Казахской ССР им. А. С. Пушкина в годы Великой Отечественной войны.
Память о событиях Великой Отечественной и Второй мировой войн принадлежит к числу важнейших составляющих элементов исторического сознания народов постсоветского пространства. Война поменяла специфику библиотечной работы, подчинив ее задачам пропаганды вооруженной борьбы с немецкофашистской агрессией, обучения военному делу населения, снабжения литературой эвакуированных оборонных предприятий и научных организаций. Особое внимание уделялось библиотечному обслуживанию воинских частей, призывных пунктов и госпиталей. Несмотря на все трудности военного времени, происходил рост показателей библиотечной работы. Актуальность темы обусловлена необходимостью постоянной работы над концептуальным осмыслением знаний о Великой Отечественной войне, их систематизацией и пополнением.
Цель статьи – показать эволюцию рукописных любительских изданий в 1920–1940-е гг. и привести пример эго-документа, возникшего в этих обстоятельствах. Актуальность исследования определяется тем, что оно лежит в области истории повседневности и микроистории. Любительские издания, в особенности созданные детьми, как правило, находятся в тени официальных тиражных изданий и имеют невысокий уровень сохранности, поэтому введение в научный оборот каждого из этих источников безусловно значимо. В статье таким изданием выступает коллективный дневник, который вели школьники г. Болотное Новосибирской области в 1944–1945 гг. Исследование демонстрирует, что, несмотря на прессинг государства в отношении дневников и альбомов, а также на попытки заменить содержание старых форм новым, более соответствующим советской действительности, детский дневник не всегда вписывается в навязанные рамки и показывает жизнь детей в ее реальном виде.
Публикация продолжает исследования авторов в рамках научного проекта Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук. Сделан акцент на изучении документопотока эго-документов коренных народов Сибири (публикаций и ресурсов интернета). Исследование проводили на материалах крупнейшей региональной библиографической базы данных «Научная Сибирика» с привлечением недостающих источников из каталогов ряда крупных библиотек.
Цель статьи – комплексная характеристика эго-документов, содержащих воспоминания, дневники и письма коренных народов Сибири (изучение контента документопотока в печатном виде и на сайтах, обзор публикаций об эго-документах по проблеме). Авторы определили научные подходы и методы исследования. Документопоток составил 64 названия публикаций 1966–2023 гг. преимущественно на русском языке. Выборочно включены издания на языках коренных народов (если был перевод на русский язык). При отборе документов авторы отметили значительные трудности: во многих публикациях отсутствовали данные о национальностях; часто принадлежность участников войны приходилось определять по косвенным признакам (характерным именам, фамилиям, географическим данным и др.), однако многие коренные народы носят русские фамилии; отсутствовал перевод заглавий на русский язык и др. Этими причинами обосновывается неизбежность лакун в отобранном документопотоке. Новизна исследования: впервые с определенной полнотой отобран и комплексно изучен документопоток публикаций и интернет ресурсов эго-документов коренных народов Сибири (алтайцев, бурят, манси, сибирских татар, тувинцев, хакасов, якутов) в качестве исторических источников. Авторы пришли к следующим выводам: наиболее приемлемым вариантом введения эго-документов в научный и общественный оборот является их представление на языках народов Сибири с переводом на русский, что дает возможность донести информацию о подвиге коренных народов для всего российского социума; остро стоит вопрос о перспективах сохранности эго-документов, находящихся в частных архивах; отсутствие необходимых данных о национальностях народов России затрудняет поиск информации на соответствующих сайтах; существуют проблемы доступа к полным текстам эго-документов в интернет-пространстве.
Предметом настоящего исследования являются ранее не использовавшиеся широко в научном обороте воспоминания рядовых и профессиональных революционеров Сибири.
Цель статьи – привлечение внимания исследователей к рассматриваемым источникам (эго-документам по истории революционного движения конца XIX – начала XX вв., Октябрьской революции и Гражданской войны, отложившимся в фонде Сибирской историко-партийной комиссии (Сибистпарта) Государственного архива Новосибирской области П–5), а также обоснование их высокого научно-исследовательского потенциала.
Рассматриваются деятельность Сибирского Истпарта как нового центра развития исторической науки и основного собирателя и публикатора ценных эго-документов, особенности выявленных воспоминаний как исторического источника, специфика работы с ними; дается анализ некоторых воспоминаний для апробации методов такой работы. Методология исследования включает дискурс-анализ, биографический подход, метод источниковедения. Изучение материалов фонда П–5 позволило составить классификацию по уровню литературного профессионализма авторов и по характеру содержания всего массива воспоминаний, собранных Сибистпартом; выявить особенности языкового стиля мемуариста и его мышления; выделить те сюжеты, на которые он более всего обратил внимание, подробно их описывая и давая собственную оценку; наметить перспективы исследования этих эго-документов. Сделаны выводы о высокой информационной ценности рассматриваемых исторических источников, предложены возможные тематические и методологические направления работы с мемуарами, написанными в первой половине XX в.