Цель статьи – определение отношения руководителей библиотек исследовательских учреждений, находящихся под научно-методическим руководством Сибирского отделения Российской академии наук, к проблеме продвижения научных знаний в обществе и степень вовлеченности библиотек в этот процесс. Актуальность темы обусловлена изменением подходов к реализации библиотеками просветительской функции в условиях, когда, с одной стороны, наблюдается повышенное внимание органов государственной власти к научно-техническим библиотекам, происходит интенсивное развитие коммуникации науки и общества, а с другой – библиотеки продолжают поиск новых форм взаимодействия с пользователями. Формы и методы, а также активность в реализации научно-просветительской функции в немалой степени зависят от типа библиотеки. Обработка результатов онлайн-анкетирования позволила установить, что более половины библиотек принимают участие в распространении научных знаний, в том числе при поддержке учреждений науки или совместно с ними. Часть библиотек проводит просветительные мероприятия вне зависимости от требований со стороны научной организации. К наиболее распространенным направлениям деятельности библиотек в этой сфере относятся выставочная, музейная и экспозиционная работа, а также развитие электронных информационных продуктов и участие в научно-просветительских мероприятиях разных форматов. В статье авторы перечислили основные причины, по которым ряд библиотек не имеет возможности осуществлять просветительскую функцию, а также назвали положительные эффекты от участия библиотек в продвижении науки.
Целью статьи является введение в научный оборот уникального документа из архива Научной библиотеки Томского государственного университета (НБ ТГУ) «Схема библиографических работ по Западной Сибири при Томской государственной научной библиотеке». Эта записка А. И. Георгиевского, подготовленная в 1935–1936 гг., дополняет сведения по истории краеведческой библиографии 1930-х гг. и представляет НБ ТГУ как крупный сибирский библиографический центр. В документе определяется круг задач сибирской библиографии, необходимость расширения связей НБ ТГУ с другими библиографирующими учреждениями страны в условиях социалистического строительства и первых пятилеток. Актуальность изучения архивных документов 1930-х гг. связана с наличием больших пробелов в истории библиотечного дела в Западной Сибири в этот период, и в особенности – в области развития краеведческой библиографии. В ходе исследования установлено, что направления краеведческой библиографии, намеченные в исследуемый период, нашли свое развитие в работе НБ ТГУ в послевоенные годы.
Цель статьи – представить информацию о международной научно-практической конференции «Наука, технологии, информация в библиотеках (Libway-2025)», прошедшей в ГПНТБ СО РАН 24–28 марта 2025 г., охарактеризовать мероприятия с кратким обзором докладов и сообщений.
Определение тенденций эволюции системы научных коммуникаций и сервисов научно-технической информации является одной из ключевых задач в деятельности научно-технических библиотек с целью реализации своего функционального назначения – информационного обеспечения, популяризации и использования научного опыта как в среде обучающихся, так и в научном пространстве, что, в свою очередь, приведет к оперативному использованию теоретических знаний в практической деятельности. Статья посвящена анализу существующих и перспективных тенденций, определяющих развитие коммуникаций научно-технической информации, с применением нормативных правовых актов, служащих юридической основой исследования. Цель публикации – представить результаты анализа зарубежного и отечественного опыта ведущих научно-технических библиотек Российской Федерации и Союзного государства (Республики Беларусь) для определения эффективности их функционального назначения – информационного обеспечения, популяризации и использования научного опыта для формирования системы научных коммуникаций новых субъектов РФ, в частности Донецкой Народной Республики (ДНР). Указана необходимость модернизации модели Центральной научно-технической библиотеки ФГБНУ «Институт научно-технической информации» (далее – ЦНТБ) ДНР как цифрового центра научных знаний на территории новых субъектов РФ. В результате исследования предложена структура ЦНТБ, включающая ряд секторов с указанием функциональных задач и направлений их деятельности.
Цель статьи: представить результаты становления просветительской деятельности в библиотеках республик Алтай, Хакасия, Тыва, Бурятия и Саха (Якутия). Рассмотрены ключевые предпосылки, факторы и условия, которые повлияли на формирование национальных библиотек как центров сохранения историко-культурного наследия. Освещаются вопросы истории, анализируются традиции и инновации просветительской миссии региональных национальных библиотек.
Цель статьи – представить вузовское книгоиздание Бурятии за 2017–2021 гг., охарактеризовать видовое разнообразие выпускаемых изданий1. В работе содержится историографический анализ публикаций, посвященных изучаемой проблеме на примере вузовских издательств страны в целом, включая Сибирский и Дальневосточный регионы. Представлены статистические данные выхода в свет различных видов документов, отражена динамика выпуска изданий высших учебных заведений республики Бурятия: Бурятским государственным университетом им. Доржи Банзарова, Восточно-Сибирским государственным университетом технологии и управления, Восточно-Сибирским государственным институтом культуры, Бурятской государственной сельскохозяйственной академией. Авторы отмечают, что издательства высшей школы ежегодно демонстрируют высокие показатели по выпуску самых разных видов изданий на территории республики. Основную же часть их издательского репертуара составляют прежде всего учебные и научные издания, что связано с необходимостью обеспечения учебного процесса профильными изданиями.
Цель статьи – дать представление о выпуске учебной и учебно-методической литературы по дисциплинам, преподававшимся в Западно-Сибирском учебном округе в 1901–1917 гг. Автором приведены статистические сведения, продемонстрировано многообразие тематики работ, структура и содержание ряда публикаций. Источниковой базой явились данные из 2-го тома «Сводного каталога сибирской и дальневосточной книги» (Новосибирск, 2004). При подготовке статьи применялись библиографический, статистический, аналитико-тематический, историкоретроспективный методы исследования.
Обобщенные данные по статистике и тематике учебных и учебно-методических изданий, вышедших в типографиях Западно-Сибирского учебного округа в начале XX в., представлены впервые. Результаты проведенного статистического анализа свидетельствуют о том, что лидером в издании подобной литературы был Томск.
Среди учебников, учебных пособий, курсов лекций, были труды, посвященные различным дисциплинам. Значительную массу изданий составляли программы, отчеты учебных заведений и обществ, уставы, инструкции, протоколы, труды по истории учебных заведений. Наиболее активно издавали учебную литературу по технике и медицине.
Регулярное издание учебной и учебнометодической литературы в ЗападноСибирском учебном округе наблюдалось на протяжении всего периода и во многом было связано с деятельностью высших учебных заведений – Императорского Томского университета и Томского технологического института. Учебная литература подготавливалась и издавалась ведущими преподавателями и профессорами вузов и являлась результатом научных изысканий.
Для цитирования: Хрипунов И. Г. Российско-китайский детский творческий проект «Мой мир» в Новосибирской области. Труды ГПНТБ СО РАН. 2025;(1):105-107.
Цель статьи – представить результаты Всероссийской с международным участием конференции «Развивая науку: молодежный потенциал библиотек» и конкурса научных работ молодых библиотекарей.
Мероприятия были организованы кафедрой библиотечно-информационных ресурсов Восточно-Сибирского государственного института культуры при поддержке Молодежной секции Российской библиотечной ассоциации. Дана общая характеристика выступлений, прозвучавших на пленарном и секционных заседаниях, проанализирована тематика работ, занявших призовые места на конкурсе в номинациях «Библиоисследование: открываем научные горизонты», «Библиопроект: от идеи до реализации».
В статье имидж первых российских государственных библиотек (Библиотеки Российской академии наук и Российской национальной библиотеки) рассмотрен в контексте их работы со средствами массовой информации. Подчеркивается уникальность имиджа национальных и схожих с ними по масштабам деятельности государственных библиотек.
Цель статьи – выявить тенденции освещения деятельности этих библиотек в прессе. Сегодня, несмотря на востребованность традиционных журналистских средств (пресс-релиз, пресс-конференция и др.), в продвижении имиджа организаций на ведущие позиции выходят так называемые новые медиа – SMM (Social Media Marketing), видео-контент (в том числе короткие вертикальные видео) и т. д. Подтверждается выдвинутая ранее в профессиональной литературе гипотеза о том, что библиотеки будут создавать не только отдельные службы по работе со средствами массовой информации (СМИ), но и целые подразделения, которые сами производят медиаконтент. Констатируется, что корпоративные медиа, которые пережили пик своей популярности в России в конце XX – начале XXI вв., меняют форматы, но по-прежнему остаются актуальными и для библиотек. Вывод исследования состоит в том, что имидж библиотечной профессии на современном этапе связан с парадоксом раздвоения – мониторинг и аудит СМИ показывают, что имидж библиотек и библиотекарей транслируется ими как не очень успешный, однако любое упоминание имеет положительную коннотацию.
Цель статьи – показать развитие учебного книгоиздания в Тувинской Народной Республике (ТНР) и связь образования с социально- экономическими и культурными изменениями, происходившими в регионе с 1921 по 1944 гг.
Создание ТНР открыло новые горизонты для политических и образовательных реформ. В условиях безграмотности населения правительство республики столкнулось с необходимостью создания системы обучения, которая требовала решения вопроса о разработке письменности на тувинском языке. На II съезде Тувинской народной революционной партии в 1923 г. были намечены шаги по введению всеобщего обучения, что послужило началом образовательной реформы. В результате была разработана новая государственная письменность на основе новотюркского алфавита, принятого в 1930 г., это стало важным этапом в ликвидации безграмотности. С момента создания первых учебников, таких как букварь 1927 г., и вплоть до середины 1940-х гг. прилагались усилия к разработке учебных материалов, включая учебные пособия по различным предметам. Эти инициативы осуществлялись как в рамках местного издательства, так и с привлечением централизованных ресурсных организаций СССР, что позволило создать свою образовательную базу. В заключении подчеркивается, что к 1944 г. была создана школьная система образования, которая стимулировала процесс разработки учебных изданий и впоследствии способствовала повышению культурного уровня населения ТНР и улучшению качества обучения.