В статье рассматривается влияние искусственного интеллекта (ИИ) на энергетическую безопасность, определяемую как снижение уязвимости жизненно важных энергетических систем. Анализируются существующие инициативы по внедрению ИИ в энергетику, включая прогнозирование потребления, интеллектуальное управление энергосистемами, оптимизацию сетевой инфраструктуры и предиктивное техническое обслуживание. Особое внимание уделяется вопросам цифрового суверенитета и кибербезопасности, поскольку зависимость от зарубежных технологических решений может создавать дополнительные риски для энергетической стабильности. В качестве одного из перспективных направлений предлагается концепция Каспийской цифровой информационно-аналитической платформы, предназначенной для интеграции данных о нефтегазовом комплексе, экологии, климате, транспортно-логистических потоках и развитии нормативно-правовой базы в регионе. Использование ИИ в рамках этой платформы позволит анализировать энергетические потоки, выявлять возможные кризисы и обеспечивать устойчивое развитие энергосистем Каспийских государств. В статья сделан вывод, что успешная цифровая трансформация энергетического сектора требует комплексного подхода, включающего развитие цифровой инфраструктуры, нормативно-правового регулирования и программ по подготовке специалистов. Развитие региональных платформ управления энергоресурсами на основе ИИ может стать значимым шагом к формированию глобальной архитектуры энергетической безопасности, сочетающей надежность, эффективность и экологическую устойчивость.
Статья посвящена изменениям во внешней политике Ирана под руководством Эбрахима Раиси в отношении стран Центральной Азии. Основное внимание уделено его «восточной политике» и участию в евразийских интеграционных процессах. Страны Центральной Азии играют важную роль в стратегии Ирана в Евразии. С момента распада Советского Союза этот регион стал ареной борьбы за влияние между Россией, Китаем, США и другими державами. Иран, благодаря своему географическому положению и историческим связям с регионами, стремится стать одним из ключевых игроков в этом регионе. В статье выявлены изменения во внешнеполитическом курсе Ирана, прежде всего, в отношении евразийских государств. Выявлены новые направления внешней политики Ирана. Сделан вывод, что в условиях глобального перехода к многополярной системе международных отношений Иран позиционирует себя как будущий центр принятия решений. Его стратегическая роль в обеспечении безопасности региона, развитие транспортной инфраструктуры и вовлечённость в международные организации свидетельствуют о растущем влиянии страны в Евразии. Сделаны выводы о возможных направлениях внешней политики Ирана в Центральной Азии.
В последние годы мир стал свидетелем значительных геополитических сдвигов, при этом кризис на Украине стал ключевым событием, влияющим на глобальные отношения. Африка, как важный элемент «Глобального Юга», стала центральной ареной для конкуренции великих держав и геополитических маневров. После окончания холодной войны российско-африканские отношения пережили период падения, когда Россия ушла из Африки. Затем начался период медленного восстановления и быстрого развития, а после начала украинского кризиса в 2022 году отношения вступили в период «стратегической горизонтальности», когда на новый уровень вышли взаимодействие на высоком уровне между двумя сторонами, стало развиваться продовольственное, энергетическое и военное сотрудничество, укрепляться контакты в сфере безопасности. Новый этап российско-африканских отношений — результат сближения интересов России и Африки. Российско-африканское военное сотрудничество и взаимодействие в сфере безопасности теснит Запад в Африке, но Россия все еще находится в невыгодном положении с точки зрения экономического сотрудничества с регионом, из-за институционализации и противостояния «гибридной войне» с Западом. Дальнейшее развитие российско-африканских отношений может находиться на подъеме, поскольку обе стороны продолжают укреплять сотрудничество в различных областях. В статье рассматриваются эволюционные динамики отношений России и Африки, особенно в контексте продолжающегося кризиса на Украине, и анализируются стратегические, экономические и политические последствия для двух сторон.
Текущие геополитические реалии оказывают значительное влияние на перераспределение энергоресурсов на мировых рынках и требуют от российских компаний гибкости при формировании стратегий международного развития и механизмов сотрудничества с новыми партнерами. При этом особое внимание следует уделить сектору газовой электрогенерации, который позволяет обеспечить иностранных потребителей конечным продуктом, а компаниям-экспортерам природного газа — создать продукт с добавленной стоимостью и обеспечить синергию от поставок природного газа и электроэнергии. В статье рассмотрены перспективы выхода российских электрогенерирующих компаний на новые рынки. Дана краткая характеристика особенностей электроэнергетических рынков двух стран — Ирана, крупнейшей региональной энергосистемы, и Пакистана — активно растущего рынка, испытывающего энергодефицит и проблемы с обеспечением надежности энергоснабжения. При этом энергетический сектор Ирана примечателен опытом развития, в том числе создания отрасли энергетического машиностроения на базе локализованных технологий, в условиях санкционного режима. Пакистан, в свою очередь — одно из самых привлекательных направлений поставок СПГ из портфеля российских компаний, перед которыми стоит задача нарастить объем поставок иностранным потребителям до 20% мирового рынка к 2030 году.
Статья посвящена исследованию текущего состояния интеграции Союзного государства в условиях современной трансформации мирового порядка. В статье выявлены причины сближения России и Белоруссии, которые позволили создать и развивать интеграционный проект. Несмотря на объективные трудности, два государства на протяжении длительного времени успешно развивают совместные экономические проекты. Особое внимание уделяется выявлению внешних факторов, влияющих на развитие Союзного государства. С момента создания Союзного государства западные страны проводили политику, направленную на ослабление потенциала интеграционного объединения. В статье исследуются последние годы деятельности Союзного государства, выявлено влияние санкционного давления, которое осуществляется на Россию и Белоруссию, а также проанализированы шаги, которые предпринимают руководители двух стран по дальнейшему развитию интеграционного проекта.
Этническое разнообразие населения оказывает влияние на многие социальные аспекты, что обусловливает пристальный научный интерес к данной сфере. Многие авторы детально исследовали влияние этнической неоднородности на конфликты, социальную нестабильность, внутреннюю политику и многие другие социальные и культурные аспекты. В то же время, взаимосвязь между этнической фракционализацией и экономическими параметрами остается недостаточно изученной, что оставляет широкое поле для соответствующих исследований, особенно на уровне отдельных стран, так как большинство работ в этой области посвящено международным сопоставлениям. Одной из наиболее актуальных проблем в контексте этнической неоднородности населения можно признать ее взаимосвязь с неравенством доходов. Данная статья представляет результаты исследования взаимосвязи между этническим разнообразием населения, оцениваемой на основе Индекса этно-лингвистической фракционализации (ЭЛФ) и двумя показателями, характеризующими неравенство доходов — коэффициентом Джини и коэффициентом фондов. Анализ этой взаимосвязи выполнен на примере одной страны — Казахстана — посредством сравнительного анализа указанных индикаторов для семнадцати ее регионов. Результаты проведенного анализа показали наличие устойчивой и выраженной взаимосвязи, проявляющейся в увеличении неравенства доходов по мере роста этнического разнообразия регионов. В наиболее этнически однородных регионах индикаторы неравенства доходов оказались близки к минимальным по выборке значениям, тогда как в наиболее этнически разнородных регионах эти индикаторы были намного выше среднего уровня. Также была выявлена заметная корреляция между этнической фракционализацией и показателями неравенства доходов. Полученные результаты в целом корреспондируются с результатами многих работ, анализировавших данные взаимосвязи посредством межстрановых сопоставлений, но в случае Казахстана они оказались более отчетливыми, что можно интерпретировать как подтверждение наличия взаимосвязи между этническим разнообразием и неравенством доходов населения.