Архив статей

Особенности стратегического курса США в отношении России в условиях конфронтации: системное сдерживание в ракурсе русофобских проявлений (2025)
Выпуск: Том 12, № 2 (2025)
Авторы: ПАШКОВСКИЙ ПЁТР ИГОРЕВИЧ, КРЫЖКО ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

В статье рассматриваются особенности стратегического курса США в отношении России в условиях обострения отношений. Актуальность исследования обусловлена масштабными проявлениями русофобских тенденций, ставших производными реализации американской геостратегии, обусловив вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Цель статьи – охарактеризовать основные тенденции русофобских проявлений в стратегических подходах Соединённых Штатов в годы первого президентского срока Д. Трампа и президентства Дж. Байдена. В качестве источников исследования были использованы: Стратегия национальной безопасности США 2017 г.; Стратегия национальной безопасности США 2022 г., Стратегия национальной обороны США 2022 г.; официальные заявления Государственного департамента Соединённых Штатов; данные средств массовой информации. В процессе исследования была обозначена проблема наличия русофобских установок в современных геостратегических подходах Вашингтона на доктринальном и практическом уровнях. Методология исследования базируется на синтезе геополитического и системного подходов в контексте парадигмы неореализма, что предопределило применение метода анализа документов, дискурс-анализа и контент-анализа. В результате исследования было обосновано, что современная гибридная война и вызванные ею масштабные проявления русофобии представляются следствием спланированных действий ведомого Соединёнными Штатами коллективного Запада, являясь инструментом геополитического сдерживания России, а в дальнейшем – её ослабления и разрушения. Обозначены примеры русофобской риторики в базовых документах, определяющих подходы в области внешней политики и национальной безопасности США. Охарактеризованы основные вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации, ставшие производными русофобского курса коллективного Запада.

Сохранить в закладках
Политика Болгарии в Черноморском регионе с 2007 по 2023 годы (2025)
Выпуск: Том 12, № 1 (2025)
Авторы: Цветанова София Т.

В данной статье рассматривается черноморский вектор политики Болгарии после вступления страны в Европейский союз. Расширение ЕС на Восток в 2007 году изменило восприятие Черноморского региона как ключевого стратегического пространства, включая отношение самого Союза. Принятие Болгарии и Румынии в ЕС придало Черному морю статус «европейского моря», превратив его в восточную границу Союза. Это изменение подчеркнуло значимость региона в контексте европейской политики и безопасности. В статье анализируются основные направления внешней политики Болгарии в Черноморье, включая укрепление трансграничного сотрудничества, интеграцию в евроатлантические структуры и обеспечение морской и энергетической безопасности. Цель исследования заключается в определении роли и места Болгарии в регионе. Работа основана на анализе официальных документов и научных публикаций. В заключении делается вывод о возрастающей значимости Черноморского региона для Республики Болгария ввиду ее обязательств по защите внешних границ НАТО и ЕС, а также потенциала добычи энергетических ресурсов на континентальном шельфе. Официальная София рассматривает Черноморье в европейском и евроатлантическом контексте, стремясь углублять сотрудничество в области экономики, торговли и безопасности.

Сохранить в закладках
Ключевые вызовы развития современной Испании: политические и экономические аспекты (2025)
Выпуск: Том 12, № 1 (2025)
Авторы: Карпович Олег Геннадьевич

Статья посвящена анализу основных политических и экономических вызовов, стоящих перед сформированным в 2023 г. коалиционным правительством левых сил ИСРП-Сумар. В работе охарактеризованы позиции правящего блока и дана оценка влиянию националистических партий Каталонии и Страны Басков на механизм выработки решений в испанском парламенте. В частности, отмечены появившиеся для центральных властей риски, связанные с принятием в 2024 г. закона об амнистии каталонских политиков. Помимо этого, выявлены внешнеполитические факторы, влияющие на развитие Испании. Отдельное внимание уделено группе социально-экономических вызовов на повестке дня королевства. Показана характеристика основных макроэкономических показателей Испании за 2023 г., выделены проблемные области и отмечены возможные направления для улучшения ситуации в кризисных зонах. В тексте также сопоставлены правовые основы территориального устройства Испании и Украины в части взаимодействия по линии центр-регионы. Автором подчеркнута ограниченность возможностей украинских областей по защите своих интересов в политическом процессе страны. В заключительной части работы приведена оценка среднесрочных перспектив устойчивости и успешности коалиционного правительства Педро Санчеса.

Сохранить в закладках
Политическое развитие стран Южного Кавказа на современном этапе (2025)
Выпуск: Том 12, № 1 (2025)
Авторы: АЛЕКСАНЯН ЛАРИСА МГЕРОВНА

После распада Советского союза страны Южного Кавказа столкнулись со сложной трансформацией политических процессов. Процесс государственного строительства этих стран проходил на фоне болезненных вооруженных конфликтов, социально-экономических проблем, тотальной бедности. Несмотря на то, что движение по демократическим принципам, а также развитие рыночной экономики стало приоритетным направлением для региональных государств, тем не менее, кризисы в различных сферах общественной жизни, проблемы обеспечения безопасности и отсутствие опыта государственности привели к развитию авторитарных тенденций во всех трех южнокавказских государствах. Cтатья посвящена изучению политических процессов в странах Южного Кавказа на современном этапе. Особое внимание уделено внутриполитической борьбе в Грузии, которая обострилась за последнее десятилетие. Анализированы социально-политические процессы в Армении, приводящие к развитию внутриполитического кризиса. Автором сделан вывод о том, что в Азербайджане фактически отсутствует соперничество между отдельными политическими силами, поскольку все полномочия сконцентрированы в руках президента, который усилил контроль над политическими процессами в стране.

Сохранить в закладках
Украина в фокусе противоборства американоцентричного Запада против России (2025)
Выпуск: Том 12, № 1 (2025)
Авторы: НЕЙМАРК Марк Афроимович

Мир переживает кризисные системно-переходные трансформации. Асимметрия существующих стратегических потенциалов и балансов сил усиливается по нарастающей. Соответственно расширяется антагонистическая вариативность геополитических подходов к переформатированию мирового порядка. Прежняя конфликтогенность резко перешла в стадию жесткого противоборства, чреватого стремительным возрастанием взаимозависимых рисков – военно-стратегических, геополитических, геоэкономических. Все более контрастно профилируются осевые линии противостояния/ противоборства США-Россия, США-Китай, интегрированная Европа-Россия, на которые наслаиваются остроконфликтные размежевания и расколы на Ближнем Востоке. Целенаправленными усилиями объединенного Запада во главе с США вокруг России образовалась опасная военно-политическая дуга. Отчетливо выраженная интернационализация украинского кризиса фактически превратилась в гибридную войну Запада против России. Естественное стремление России, как любой страны, – защищать национально-государственные интересы, укреплять свое духовно-историческое наследие, расширять культурно-цивилизационное присутствие в мире – настороженно и подозрительно воспринимается во властных структурах США и безоглядно ориентирующих на них страны, как некий маргинальный вызов всему человечеству и посягательство на ценностные основы цивилизационного развития.

Сохранить в закладках
Политика Молдавии в контексте конфликта России и Запада (2025)
Выпуск: Том 12, № 1 (2025)
Авторы: Жильцов Сергей Сергеевич

Современная политика Молдавии в полной мере учитывает геополитические реалии, связанные прежде всего, с продолжением военного конфликта на Украине. В условиях дальнейшей реализации Россией курса на достижение поставленных целей в рамках Специальной военной операции (СВО), молдавская сторона активизировала внешнюю политику, которая направлена на расширение сотрудничества с западными государствами. Прекращение Украиной транзита российского газа через свою территорию дало Кишиневу дополнительный рычаг воздействия на Приднестровье, которое зависит от импорта газа. Политика молдавских властей направлена на оказание давление на Приднестровье с целью реализации политики на снижение самостоятельности Тирасполя и осуществления планов по реинтеграции двух частей страны. Экономическое и политическое давление на Приднестровье осуществляется при фактической поддержке ЕС, который поддержал Киев в прекращении транзита российского газа и не вмешивается в отношения между Кишиневом и Тирасполем. Большую роль в отношениях Молдавии и Приднестровья играет вопрос поставок газа, от которых зависит экономика непризнанной республики и в тоже время, Кишинев. До конца 2024 года Молдавия получала электроэнергию, которая вырабатывалась в Приднестровье на основе дешевого российского газа. Кроме того, с начала 2025 года в Молдавии обострились отношения с Гагаузией, чья позиция в отношении внутриполитического курса и внешней политики вызывает недовольство в Кишиневе. В статье сделан вывод, что политика молдавских властей привела к нарастанию внутриполитического конфликта и усилила геополитическую напряженность в западной части постсоветского пространства.

Сохранить в закладках
Внешнеполитическое поведение государства в теории неоклассического реализма: на примере Румынии (2025)
Выпуск: Том 11, № 4 (2025)
Авторы: Драган Даниела Г.

На основе методологического инструментария теории неоклассического реализма в статье анализируется внешняя политика Румынии в период с 1989 г. по 1992 г. В первом разделе рассматриваются основные теоретические установки направления. При сравнении неоклассического реализма с неореализмом выделяются его отличительные постулаты. Во втором и третьем разделе принимается попытка использования трехуровневой модели – международный, государственный, индивидуальный для выявления возможных причин и мотивов в поведении государства, в частности Румынии, на внешней арене. Таким образом, на примере страны проводится сопоставление условий внешней среды (совокупность угроз и вызовов) и реакции (ответов) государства на них, а также мотивации лидера. Автор приходит к выводу, что для анализа внешней политики государства теория применима, так как позволяет выработать объяснения для эмпирических явлений.

Сохранить в закладках
Особенности политических процессов в странах Центральной Азии на современном этапе (2025)
Выпуск: Том 11, № 4 (2025)
Авторы: Гарбузарова Елена Г.

В условиях кризиса либерально-демократической модели, во всех странах Центральной Азии, включая Киргизию, которая в течении долгого времени демонстрировала успехи в процессе демократического транзита, укрепляются авторитарные тенденции. Целью статьи является анализ содержания и характера политических процессов в странах Центральной Азии на современном этапе. На основе метода сравнительно анализа выделены общие и отличительные черты в политических режимах стран региона. Страны Центральной Азии сгруппированы по принципу повторяющихся тенденций во внутриполитических процессах. В странах Центральной Азии наиболее уязвимыми перед «цветными революциями» являются Киргизия и Таджикистан. Вероятность такого сценария, чреватого политической нестабильностью, побуждает одних политических лидеров стран региона (Казахстан, Узбекистан) проводить реформы и конструировать такой политический режим, который более или менее пропорционального отражает экономическую реальность и социальные потребности, а других (Киргизия, Таджикистан) прибегать к методам «закручивания гаек», расчищать пространство от политической оппозиции. В обоих случаях это приводит к укреплению режима личной власти глав государств стран Центральной Азии, а, следовательно, президент по-прежнему будет оставаться на вершине властной иерархии. Однако, как показывают результаты последних президентских выборов в Узбекистане и президентских и парламентских выборов в Казахстане, в этих обществах существует запрос на сильную власть, способную обеспечить общественно-политический порядок и стабильность.

Сохранить в закладках
Идентичность Донбасса в восприятии украинской политической аналитики (2014–2022 гг.) и конструирование образа врага (2025)
Выпуск: Том 11, № 4 (2025)
Авторы: Баранов Андрей Владимирович, Костенко Юлия В.

Актуальность темы исследования в том, что укрепление российской идентичности жителей Донбасса совершается в условиях информационной войны с украинским радикальным национализмом. Bажно осмыслить, каким образом украинская политическая аналитика конструирует образ врага. Цель работы – определить и подвергнуть критике мифы об идентичности Донбасса, конструируемые в украинской политической аналитике (2014–2022 гг.). Теоретическая основа исследования – системный подход, идентитарный подход, социальный конструктивизм. Применены эмпирические методы: анализ текстов и дискурс-анализ. Выборка источников включает тексты, опубликованные сотрудниками Института политических и этнонациональных исследований имени И. Ф. Кураса и Национального института стратегических исследований за 2014–2022 гг. Установлены основные аспекты конструирования образа врага и применения «языка вражды»: русофобия, отказ от общей для русских и украинцев православной и восточнославянской самоидентификации, подтасовка исторических фактов, ассоциирование Донбасса и его истории исключительно с преступностью, маргинальностью, сепаратизмом. Данные дискурсивные приёмы используются украинскими аналитиками в научных по внешней форме изложения текстах, но они нацелены на диффамацию противника и его идейное разоружение, следовательно, являются одной из технологий информационной войны. Для того, чтобы повысить эффективность российской политики идентичности в Донбассе, требуется формировать картину мира жителей региона на основе позитивного восприятия истории России и традиционных ценностей российской цивилизации, квалифицированного и своевременного разоблачения мифов украинской националистической пропаганды. Авторы предлагают организовать на Юге России экспертно-аналитическую организацию по тематике украинских исторических и социально-политических исследований.

Сохранить в закладках
Украинский кризис: истоки, последствия и перспективы (2025)
Выпуск: Том 11, № 4 (2025)
Авторы: НЕЙМАРК Марк Афроимович

Интернационализация украинского кризиса и «украинизация» международной повестки обнажили глубинные цели и стратегические устремления Запада во главе с США в современной геополитике. Американская стратегическая претензия на организацию по собственному усмотрению мирового порядка и чрезмерная убежденность в своей переоцененной способности быть неизменным мировым гегемоном дают системный сбой. Его оборотная сторона – резкое усиление – через призму событий на Украине – конфронтационной риторики и политической, санкционно-экономической и военной-стратегической активности против России, которые достигли пиковых значений. Украинский кризис стал не только бифуркационной вехой в развитии мирополитических процессов, но и новой рубежной точкой отсчета в осмыслении и переосмыслении трансформационных сдвигов, размежеваний и обособлений в глобальной политике. Сегодня уже не единичны в западноцентричном дискурсе их непривычно острые критические оценки и выводы, которые подчеркнем, имеют тенденцию к количественному увеличению и более отчетливо выраженному, чем раньше, качественному контенту. Увеличивая тем самым степень прогнозно-оценочной выверенности профильной аналитической рефлексии, исходно предполагающей учет недооцененных или, наоборот, переоцененных факторов, обстоятельств и событийных потоков в мировой политике.

Сохранить в закладках
Политика России на евразийском пространстве в условиях конфронтации с Западом (2025)
Выпуск: Том 11, № 4 (2025)
Авторы: Жильцов Сергей Сергеевич

Санкционная политика Запада в отношении России привела к кардинальному изменению российского внешнеполитического курса. Западный вектор внешнеполитического курса, который продвигался с конца 1980-х годов, стал меняться на рубеже XX и XXI веков. Под давлением, оказываемым Западом, российская внешняя политика стала уделять большее внимание так называемому восточному вектору, расширив политические и экономические контакты с незападными государствами. Основное внимание России было обращено к странам евразийского пространства, для которых политика Запада также создавала значительные риски. В итоге, за прошедшие десятилетия российская политика сделала кардинальный разворот, сформировав новый каркас экономических отношений и создав прочный фундамент для дальнейшего развития политических связей с евразийскими государствами. В последние годы процесс формирования новых отношений с евразийскими государствами стремительно ускорился, прежде всего, в силу обострения отношений России с Западом. Это привело к фундаментальному пересмотру Россией своей внешней политики, которая была вынуждена реагировать на конфронтационный курс со стороны западных государств. В статье проанализированы основные итоги, которых добилась Россия в отношениях со странами евразийского пространства. Сделан вывод, что разворот российской политики в направлении евразийского пространства носит долгосрочный характер и отвечает интересам России.

Сохранить в закладках
Государственно-конфессиональная политика в России (2025)
Выпуск: Том 11, № 3 (2025)
Авторы: Колосова Ирина В.

В статье рассматривается эволюция государственно-конфессиональной политики в России. Исследуется формирование государственной вероисповедной политики в период существования поликонфессиональной Российской империи, рассматриваются особенности религиозной политики и атеистической пропаганды в СССР, трансформация государственно-конфессиональной политики в годы перестройки и после распада Советского Союза. Рассматриваются особенности религиозного ренессанса на постсоветском пространстве. Исследуется процесс становления современной модели государственно-конфессиональной политики в России. Особое значение уделяется формированию нормативно-правовой базы взаимодействия органов государственной власти и религиозных конфессий, а также государственным структурам, обеспечивающим коммуникацию с религиозными организациями. Исследуется основные направления сотрудничества государства с традиционными религиями России. Отдельное внимание уделяется деятельности Межрелигиозного Совета России и Межрелигиозного Совета СНГ.

Сохранить в закладках
назад вперёд