Цель. Выявить соотношение интерактивной направленности личности старшеклассников и их способности к принятию других.
Процедура и методы. На выборке из 89 старшеклассников проведено офлайн исследование с помощью методик: «Диагностика интерактивной направленности личности» и «Шкала принятия других А. Фейя».
Результаты исследования показали низкий уровень интерактивной направленности личности старшеклассников и, в то же время, высокий уровень их способности принимать других. Положительная корреляция между видами интерактивной направленности личности и способностью к принятию других подтвердилась только для ориентации «на взаимодействие и сотрудничество».
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в подтверждении наличия положительной и отрицательной взаимосвязей между видами интерактивной направленности личности и способностью к принятию других. Полученные данные подтверждают необходимость дополнительной работы по развитию способностей старшеклассников к интерактивным коммуникативным взаимодействиям.
Цель. Анализ характера и направленности трансформации ценностных ориентаций китайских студентов под воздействием глобальных вызовов.
Процедура и методы. Использован смешанный дизайн: качественный этап включил полуструктурированные интервью (n= 45) с китайскими студентами и аспирантами ДВФУ и ЦЗЯНСУ; количественный этап предусматривал онлайн-опрос (n= 532) с применением модифицированной методики Ш. Шварца для измерения ценностей (PVQ-R2), а также авторского инструментария для оценки ценностных предпочтений. Обработка данных проводилась методами статистического (SPSS) факторного анализа.
Результаты. Выявлена многоуровневая трансформация ценностных ориентаций китайской студенческой молодёжи. Эмпирически подтверждён гибридный характер ценностных профилей, сочетающий традиционные конфуцианские установки (коллективизм, почитание старших) с глобализированными ценностями самореализации, индивидуализма и социальной ответственности. На основе анализа выделена система из пяти ключевых факторов ориентаций: «традиционализм/социальная гармония», «индивидуальное достижение/материальный успех», «интеллектуальное и духовное развитие», «гедонизм/качество жизни», «справедливость/социальная мобильность».
Теоретическая и/или практическая значимость. Разработана и апробирована полифакторная модель анализа, интегрирующая микрои макродетерминанты ценностных изменений. В научный оборот введены данные о ценностях поколения «детей реформ и открытости». Результаты исследования имеют практическую значимость для оптимизации адаптационных механизмов китайских студентов в международной академической среде. Выводы работы позволяют прогнозировать динамику и вариативность их социокультурной интеграции, что является основой для создания эффективных поддерживающих программ.
Цель. Изучение многомерной модели взаимосвязи самореализации личности и параметров субъективного благополучия в пожилом возрасте.
Процедура и методы. Эмпирическое исследование проводилось на репрезентативной выборке из 200 респондентов в возрасте 55–85 лет с применением двух взаимодополняющих психодиагностических методик: Многомерного опросника самореализации личности (МОСЛ) С. И. Кудинова и опросника «Ваше самочувствие» О. С. Копиной. Статистическая обработка данных осуществлялась методами корреляционного и кластерного анализа.
Результаты. Корреляционный анализ выявил тесную сопряжённость всех параметров субъективного благополучия (удовлетворённости жизнью, здоровьем, реализованности потребностей, стрессоустойчивости) с показателями самореализации в пожилом возрасте, особенно её общим уровнем, гармоничностью и социальным компонентом. С помощью кластерного анализа выделены три типологических варианта соотношения самореализации и субъективного благополучия: гармоничный (высокая самореализация в сочетании с выраженным благополучием), диссонансный (интенсивная самореализация при сниженном благополучии) и редуцированный (низкая самореализация и субъективное неблагополучие).
Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование позволило получить целостное представление о характере связи самореализации и субъективного благополучия в пожилом возрасте. Установлена роль высокого благополучия как ресурса полноценного самоосуществления и, одновременно, самореализации как фактора поддержания психологического здоровья в старости. Научная новизна работы заключается в обосновании многомерной модели соотношения изучаемых феноменов, дифференциации качественно специфичных типов их взаимосвязи. Полученные результаты открывают перспективы разработки программ гармонизации процессов саморазвития, адаптации в позднем возрасте и девиктимизации.
Цель. Исследовать взаимосвязь между использованием различных социальных сетей и психическим здоровьем подростков, а также разработать рекомендации по снижению влияния данных факторов психологического стресса. Выявить оптимальные показатели для использования социальных сетей и поддержанием психологического равновесия.
Процедура и методы. Проведено комплексное исследование с использованием смешанных методов, включающее систематический обзор литературы, мета-анализ, количественный опрос (n=1500, возраст 13–19 лет) и полуструктурированные интервью (n=50). Использованы стандартизированные методики: Шкала интенсивности использования социальных сетей (SMUIS), Шкала самооценки Розенберга, Опросник здоровья пациента (PHQ-9) и Шкала генерализованного тревожного расстройства (GAD-7).
Результаты. Выявлена значимая отрицательная корреляция между интенсивностью использования социальных сетей и самооценкой (r = -0.31, p <0.001), а также положительная корреляция с уровнем тревожности (r = 0.33, p <0.001) и депрессии (r = 0.28, p <0.001). Обнаружена криволинейная зависимость между использованием социальных сетей и психологическим благополучием, где умеренное использование связано с наиболее позитивными результатами. Выявлены значимые гендерные различия: девушки демонстрируют большую уязвимость к негативным эффектам социальных сетей (t (1498) = 7.42, p <0.001).
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные сведения подтверждают, что помощь и участие родителей в освоении онлайн-сферы, возможность поговорить о ней открыто помогают более лёгкой адаптации молодёжи на социальных платформах. Сведения показывают, что при помощи социальных платформ можно воздействовать на психику и самооценку молодых людей. Данное влияние имеет нелинейные показатели и формируется разными аспектами, содержащими различный гендер, возрастную категорию и особенности характера. Подобные данные являются особенно важными на практике, потому что показывают необходимость частичного ограничения социальных платформ в жизни молодёжи. Подростки женского пола показывают наибольшие риски при отрицательных воздействиях социальных платформ на самооценку, что объясняется значимостью сравнения и оцениванием внешних параметров в рамках данной категории.
Цель. Изучение взаимосвязи между проэкологичным поведением и интернет-зависимостью у студентов и её гендерный анализ.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 595 студентов: 340 женщин и 255 мужчин (средний возраст – 18,1±2,3). Для исследования уровня интернет-зависимости использовалась «Шкала интернет-зависимости» С. Чена (CIAS) в адаптации В. Л. Малыгина и К. А. Феклисова. Уровень сформированности проэкологичного поведения студентов и его компонентов изучался при помощи авторской анкеты, направленной на определение особенностей энергосберегающего поведения юношей и девушек и уровня его «проэкологичности». Для анализа ценностно-смысловой сферы респондентов применялся «Ценностный опросник» Ш. Шварца.
Результаты. Согласно полученным данным, вместе с ростом уровня интернет-зависимости у студентов возрастает ценность заботы о природе. Однако глубокая интернет-зависимость мало затрагивает ценностно-смысловую сферу студентов мужского пола и никак не связана с их проэкологичным поведением. Тогда как в целом более проэкологичные женщины демонстрируют укрепление экологичной позиции одновременно с ростом уровня интернет-зависимости.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в том, что полученные нами результаты открывают для психологии перспективное направление для дальнейших исследований роли интернет-пространства в формировании проэкологичного поведения, а также выявления контента, который способен повлиять на трансформацию ценностно-смысловой сферы в пользу проэкологичности.