Архив статей

Катар: региональный и страновой срез социальноэкономического развития (2025)
Выпуск: № 1, Том 2 (2025)
Авторы: Шкваря Людмила Васильевна

В статье предпринята попытка оценить текущие позиции Катара на национальном, региональном и мировом уровнях, что крайне важно для понимания и оценки перспектив социально-экономической динамики Катара и ССАГПЗ в целом, особенно в условиях растущей глобальной трансформации экономической и политической сферы. Автор приходит к выводу о том, что наряду с традиционными факторами роста катарской экономики, такими, как углеводородный сектор национального хозяйства, широкое применение иностранной рабочей силы и региональная экономическая интеграция, Катар все шире использует возможности развития, которые предоставляются в результате постепенной диверсификации в стране, наращивания усилий в сфере декарбонизации, цифровизации и других современных направлений, а также все более широкого и всестороннего международного сотрудничества. В статье показано, что страна добилась успехов в сфере развития экономики. Однако сохранились и проблемы, важнейшими из которых, по мнению автора, остается углеводородная зависимость от внешнего рынка, что, в свою очередь, сокращает возможности обеспечения ряда направлений в сфере безопасности, например, продовольственной. Также стоит отметить определенные сложности в интеграционном процессе. Однако перспективы дальнейшего развития Катара представляются достаточно оптимистичными. Период исследования — 2014–2024 гг. Исследование проведено на основе статистических данных международной базы ЮНКТАД.

Сохранить в закладках
Анализ гендерного разрыва в уровне образования в странах ССАГПЗ (2025)
Выпуск: № 1, Том 2 (2025)
Авторы: Аль-Убайдли Омар, Альсюф Мэй

В данной работе исследуется гендерное неравенство в уровне образования в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) на основе данных последних раундов международных сравнительных оценок (TIMSS и PIRLS). В отличие от мировых тенденций, где мальчики, как правило, превосходят девочек по математике и демонстрируют паритет в естественных науках, в странах ССАГПЗ наблюдается устойчивый и значительный разрыв в пользу девочек по классам и предметам, особенно по естественным наукам и языкам. В работе рассматривается горбообразная траектория этого разрыва, достигшая пика примерно в 2015–2016 гг., а затем несколько сократившаяся после пандемии COVID-19. В то время как в Бахрейне, Кувейте, Омане и Саудовской Аравии наблюдается меньший разрыв, а иногда и обратный. Опираясь на международную литературу и региональную специфику, в статье рассматриваются биологические, экологические и биопсихосоциальные факторы, а также динамика, характерная для ССАГПЗ, такая как гендерно-сегрегированные сети и инициативы по расширению прав и возможностей женщин. Полученные результаты ставят под сомнение доминирующие мировые представления и требуют целенаправленных исследований и разработки политики для устранения потенциальных долгосрочных социальных и экономических последствий сохраняющейся низкой успеваемости мужчин.

Сохранить в закладках