Рассматривается Сибирское отделение Российской академии наук в СМИ в 2020–2024 гг.: оценивается динамика количества публикаций, уровень СМИ, в которых вышли тексты, рассматриваются и категоризируются информационные поводы с наибольшим охватом. Присутствие сибирских научных организаций в медиаполе изучено фрагментарно. В ходе анализа зафиксирован рост числа публикаций, что соответствует общей динамике. Более 30 % из них вышли в федеральных СМИ, это демонстрирует их интерес к региональной науке. Тематика публикаций с наибольшим охватом сосредоточена на результатах научных работ и научной политике: организации представлены в СМИ не только как создатели новых знаний и технологий, но и как важный элемент государственной политики.
Рассматривается то, как представители томского медиасообщества через рефлексию своей профессиональной биографии и повседневных профессиональных практик оценивают развитие томской новостной онлайн-журналистики. На основе данных 14 полуструктурированных интервью выделено четыре группы этого сегмента томской медиасистемы. Первые две группы – веб-версии печатных изданий и новостные ленты на сайтах телерадиокомпаний – оцениваются респондентами как менее конкурентоспособные игроки на рынке новостной онлайн-журналистики. Другие две группы – информагентства, новостные порталы и городские интернет-издания – как лидеры сегмента. Выявлено, что за 30 лет в Томске в сфере новостных интернет-СМИ произошел качественный скачок от первых экспериментов с новостями к профессиональной новостной журналистике.
Процесс цифровизации меняет стратегии медиакоммуникаций и журналистики. В конце 2022 г. медиасфера столкнулась с новым вызовом – развитием и популяризацией искусственного интеллекта. В настоящей статье авторы решили сравнить использование нейросетей для генерации текстов штатными журналистами и медиафрилансерами, предположив, что последние активнее и быстрее начинают внедрять новые технологии для трансформации рутинных процессов, в частности рерайта. Для проверки гипотезы было проведено несколько опросов, экспертных интервью, а также проанализирован сайт вакансий. Гипотеза подтвердилась: внештатные авторы значительно чаще своих штатных коллег используют искусственный интеллект, а работодатели / заказчики чаще ожидают таких навыков от удаленных сотрудников, чем от офисных. Авторы предполагают, что данный процесс постепенно охватит большинство представителей медиасферы.
Реконструируется понятие предправды, предложенное итальянским семиотиком К. Паолуччи в качестве альтернативы понятию постправды. Отталкиваясь от теоретического наследия У. Эко, и в первую очередь его концепции семиологической герильи, К. Паолуччи обосновывает тезис, согласно которому предправда представляет собой возвращение к средневековому пониманию истины как доверия. Логика трансформации бинома «знание – власть» под воздействием технологий приводит к тому, что неинституциональные акторы получают возможность создавать контент, ставя под вопрос доминирующую версию социальной реальности. Если классическая версия семиологической герильи локализовывала этот процесс в зоне декодирования, то семиологическая герилья 2.0 разворачивается и в зоне источника сообщения и канала коммуникации, делая альтернативные и неинституциональные интерпретации на основе анекдотических фактов нормой.
Предпринята попытка исследовать, каким образом конструируется персуазивный дискурс на китайском языке при помощи методов метадискурса. Авторами анализируются прагматические функции персуазивного дискурса на китайском языке, а также метапрагматическая осведомленность стримеров в социальной сети TikTok. Предваряет работу обзор зарубежных научных трудов по проблематике исследования, который нацелен на анализ 9 интеракциональных источников, а также анализ частоты их употребления, подкрепленный статистическими данными и многочисленными примерами: 50 237 лексических единиц были расшифрованы авторами из прямой трансляции, хронометраж которой составил 180 минут. В результате ими выделяются четыре типа метапрагматической осведомленности:
- установление гармоничных межличностных отношений с клиентами;
- удовлетворение когнитивных ожиданий потребителей при совершении покупок;
- установление взаимодействия и эмоциональной идентификации с потребителями;
- инициирование взаимодействия с потребителями и совершения покупок.
Основываясь на критериях классификации метадискурса, предложенных К. Хайландом, все интеракциональные ресурсы метадискурса в статье классифицируются по подкатегориям и идентифицируются при помощи современной среды для аннотирования текстовых корпусов UAM Corpus Tool.