В статье рассматривается деятельность М. В. Ломоносова на посту главы Географического департамента Академии наук. Центральное место в исследовании отведено «академической анкете» 1760 года как ключевому инструменту сбора географо-статистических сведений о территории, населении и хозяйстве Российской империи. Анкета выступала частью более широкой исследовательской программы, включавшей обработку данных ревизий, привлечение информации из центральных государственных ведомств, составление географических описаний и карт, а также активное взаимодействие с местными администрациями и провинциальными интеллектуалами. Особое внимание в работе уделено методам сбора и проверки данных, полученных помимо анкетирования путем запросов в государственные учреждения, обработки сведений из писцовых книг и формирования сети корреспондентов Академии наук. Показано, что исследовательская программа М. В. Ломоносова способствовала институционализации статистики в России, несмотря на организационные трудности и межведомственные разногласия. Сделан вывод, что ученый видел Академию наук главным центром сбора и обработки географо-статистических сведений. В основе предложений М. В. Ломоносова лежал комплексный подход к формированию массива данных, которые он предполагал получать из разных источников. Основными среди них были государственные органы власти, где в ходе управленческой практики накапливались те или иные материалы в зависимости от сферы компетенции. Не будучи встроенной в систему государственного управления, Академия наук искала наиболее эффективные формы взаимодействия с центральными и местными органами власти. В этих условиях формальным основанием для академических запросов стало исполнение высочайшего повеления, оформленного указом Сената. В статье особо подчеркнуто влияние исследовательской программы М. В. Ломоносова на развитие отечественной географии и статистики.
Образование играет одну из важнейших ролей в развитии экономики, науки и культуры. Особое место в образовательной системе занимает высшее образование. Сегодня без подготовки высококвалифицированных специалистов нельзя представить поступательное и динамичное развитие общества. Отдельно стоит отметить университеты как высшие учебные заведения, по-прежнему имеющие высокий статус. В статье предпринята попытка найти ответ на вопрос, почему университетское образование до сих пор является центральным ядром системы российского высшего образования. Для этого автор обратился к изучению опыта советской высшей школы. В СССР в 1959-1969 годах происходили серьезные преобразования. Особую роль в модернизации высшего образования играли университеты. На основе как опубликованных, так и архивных, впервые вводимых в научный оборот материалов автор проанализировал нормативно-правовую базу, регулирующую систему высшего образования в СССР, определил основные этапы политики партийных и государственных органов власти в сфере университетского образования. В результате проведенного исследования автор пришел к выводу, что в конце 1950-х годов и на протяжении 1960-х основными направлениями работы партийных и государственных органов власти были: совершенствование системы управления высшим образованием; укрепление связи высшей школы с производством и создание практико-ориентированной системы образования; подготовка кадров для поступления в аспирантуру. Таким образом, руководство партии и правительства осознавало, что университетское образование в СССР не было безупречным, существовали серьезные проблемы, которые тормозили его развитие, а вместе с ним и всю систему высшего образования в стране. Директивные органы понимали значимость совершенствования университетов как центров подготовки высококвалифицированных кадров в гуманитарной, естественно-научной, технической областях.
В статье раскрывается роль заграничных командировок советских ученых, инженеров и рабочих в рамках реализации договора о технической помощи, подписанного с немецкой фирмой «Фридрих Крупп-Эссен» в 1929 году. Исследование основано на широком круге архивных материалов и источниках личного происхождения. Впервые в научный оборот вводится выявленный в фондах Российского государственного архива экономики «Отчет по обследованию договора с фирмой “Фридрих Крупп-Эссен” (техпомощь по качественным и специальным сталям и чугунам)» за 1933 год. Отмечено, что ввиду специфики условий соглашения работа советских практикантов, осуществлявшаяся под руководством уполномоченных Металлургического бюро иностранной технической помощи, была основным способом рецепции крупповских технологий. Несмотря на наличие целого ряда проблем, связанных с организацией деятельности советских специалистов, цель договора была достигнута: советская промышленность освоила крупповские технологии в области выплавки качественных сталей и чугунов. Во многом это произошло благодаря системному подходу к реализации данного канала трансфера, а также тому, что на должности уполномоченных назначались компетентные научно-технические кадры, уже имевшие успешный опыт рецепции зарубежных технологий. Автор подчеркивает, что сотрудничество с фирмой «Фридрих Крупп-Эссен» продолжалось и после 1933 года, невзирая на то, что контакты с немецкой стороной значительно осложнились в связи с приходом к власти в Германии нацистов. В 1934 году немецкая компания взяла курс на прекращение партнерства. С этого времени интенсивность взаимодействия начинает снижаться, однако сведения об отдельных командировках советских специалистов в г. Эссен встречаются вплоть до 1939 года.
В настоящее время обеспечение благополучия и безопасности подрастающего поколения является одним из тех направлений деятельности системы государственной власти Российской Федерации, совершенствованию которых уделяется самое пристальное внимание. В связи с этим объективно необходимым становится обращение к накопленному опыту в сфере защиты прав и законных интересов детей. В данной статье с позиций современной исторической науки комплексно рассмотрены основные меры материальной поддержки, которые были подготовлены и реализованы уполномоченными властными структурами в рамках социальной помощи детям и семьям с детьми в конкретно-исторических условиях, складывавшихся в ходе становления новой российской государственности и характеризовавшихся глобальной трансформацией практически всех сфер жизни общества, крайне высокой динамичностью экономических, социальных, политических процессов, резким снижением уровня и качества жизни большей части населения, а также дефицитом правового регулирования, идеологической и духовно-нравственной неопределенностью. В процессе исследования были использованы общенаучные и общеисторические методы, обеспечившие достоверность, всесторонность и конкретность полученных результатов. Изучение разноплановых исторических источников, как опубликованных, так и архивных, позволило автору прийти к обоснованным выводам, определяющим и характеризующим в концентрированном виде: сущность, содержание и действенность материальной поддержки несовершеннолетних в рассматриваемый период; развитие правовой регламентации общественных отношений в сфере социальной защиты детства; факторы и причины, оказывавшие негативное влияние на результативность выработки и практического осуществления мер финансовой и иной помощи детям и семьям с детьми.
Статья посвящена анализу взаимодействия России и США в ходе политического конфликта в Сирии как важнейшего фактора, влияющего на российско-американские отношения, которые могут быть охарактеризованы как крайне напряженные. Проблема рассматривается в историко-политической ретроспективе - с момента начала конфликта в 2011 году до наших дней. Анализ развития отношений России и США проводится в политико-дипломатическом плане. Раскрываются причины активного участия России и США в решении сирийской проблемы, трактовка сторонами предпосылок возникновения конфликта и путей его разрешения. Особое внимание уделяется противостоянию России и США в ООН, которое автор определяет как войну резолюций. Отмечается, что позиции России и США в ООН с момента возникновения конфликта были диаметрально противоположными. Если США в частности и Запад в целом стремились добиться от Совета Безопасности ООН утверждения резолюций, называющих единственным виновником конфликта президента Б. Асада, предусматривающих введение против режима Асада политических и экономических санкций и даже проведение военной операции, то Россия считала перекладывание ответственности за кризис на одну из сторон неприемлемым, а вооруженное вмешательство - недопустимым, и блокировала совместно с Китаем, путем использования права вето, попытки стран Запада принять антиасадовские резолюции. В контексте отношений США и России анализируются последствия ввода на территорию Сирии войск западной коалиции во главе с США в 2014 году и Вооруженных сил РФ в 2015 году, проблема применения химического оружия, борьба с терроризмом, прежде всего с Исламским государством1. Рассматривается политико-дипломатический аспект российско-американских отношений вне Совета Безопасности ООН - в рамках так называемых женевского и астанинского форматов. Заключительная часть статьи посвящена подведению итогов противостояния России и США, определению перспектив развития российско-американских отношений с учетом сирийского фактора.
В статье рассматривается проводимая Российской коммунистической партией (большевиков) политика по укомплектованию и дальнейшему закреплению кадров в органах милиции в Среднем Поволжье (Симбирской, Самарской, Казанской и Пензенской губерниях) в 1917-1922 годах. Актуальность проблемы заключается в том, что опыт партийных органов и милиции по проведению кадровой политики в сложнейший период времени (когда одновременно с регулярными военными столкновениями, антисоветскими мятежами непрочность власти большевиков в масштабе как страны, так и ее конкретных административных территориальных единиц привела к росту уровня преступности и массовому распространению разного рода форм девиантного поведения) будет полезным для правительства Российской Федерации при разработке и последующей реализации реформ правоохранительной системы. Методологической базой статьи выступил комплекс общенаучных, специально-исторических принципов и методов научного исследования, в т. ч. описательно-повествовательный, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, историко-системный методы и метод статистического анализа. Авторы на базе материалов периодической печати и документов региональных архивов (Центрального государственного архива Самарской области, Национального архива Республики Татарстан, Государственного архива Пензенской области, Государственного архива Ульяновской области, Государственного архива новейшей истории Ульяновской области) проследили динамику численности милиционеров, выявили уровень материально-технического обеспечения и финансирования милиции, рассмотрели деятельность сотрудников милиции и уголовного розыска по пресечению уголовной преступности и раскрыли причины роста должностных преступлений среди сотрудников милиции, уделили внимание формированию системы школьно-курсовой и внешкольной подготовки кадровых специалистов для органов милиции. В заключение авторы отметили, что, несмотря на наличие существенных проблем в органах милиции, именно она стала одним из эффективных инструментов среди правоохранительных структур и внесла весомый вклад в обеспечение правопорядка и упрочнение советской власти.
Период с 1917 по 1937 год включает в себя несколько этапов развития отечественной науки: снижение объема научных исследований, вызванное изменениями социально-политического характера и Гражданской войной; становление советской власти и советизация науки; усиление партийного контроля над наукой с конца 1920-х годов. Почетное членство всегда являлось одной из форм членства в научной организации - не было исключением и Российское минералогическое общество. В почетные члены названной организации избирались лица, внесшие большой вклад в развитие как отечественной, так и мировой науки. В период до Февральской революции 1917 года в почетные члены Российского минералогического общества избирались также лица, не являвшиеся учеными, но внесшие вклад в организационное развитие Общества. Это событие было редким для организации. Исключение составил 1916 год, когда Общество избрало сразу 45 чел., среди которых были как отечественные, так и иностранные ученые. В 1917 году, до начала Февральской революции, было избрано еще три человека. В дальнейшем для Российского минералогического общества была характерна тенденция к уменьшению количества новых почетных членов. В 1921 году был избран только один почетный член, и вплоть до 1937 года Общество почетных членов не избирало. На примере функционирования Российского минералогического общества в указанный период отечественной науки можно проследить, как внешние обстоятельства влияли на деятельность научной организации в вопросе избрания почетных членов. Исследование основано на материалах журналов заседаний Российского минералогического общества, опубликованных в «Записках Российского минералогического общества», а также на архивных данных Центрального государственного архива Санкт-Петербурга.
Статья раскрывает историю появления в Петергофе такой важной для любого города службы, как пожарная охрана. Автор отмечает, что инициатива ее создания принадлежала главе местного дворцового правления Я. Я. Эйхену, обратившемуся 9 марта 1837 года с соответствующим письмом к главноуправляющему дворцовыми правлениями Я. В. Захаржевскому. Просьба согласовать формирование пожарной команды была мотивирована расширением городской застройки, значительная часть которой была деревянной и могла существенно пострадать от огня, а в качестве образца предполагалось ориентироваться на штат пожарной команды одной из частей Царскосельской полиции. В статье подчеркивается, что реализация данного проекта потребовала большой бюрократической работы, потому как необходимо было согласовать организационную структуру нового подразделения и урегулировать вопросы его материально-технического обеспечения. При этом за справками и уточнениями петергофские чиновники обращались не только в Царское Село, принятое за первичный ориентир, но и в Ораниенбаум как ближайший на тот момент уездный город со своей пожарной командой, и даже в столицу, Санкт-Петербург. Кроме того, важной проблемой стал вопрос о размещении пожарной команды, решить который удалось посредством оптимизации уже имевшихся площадей и за счет разработки проекта строительства специального здания. Автор указывает, что процесс согласования и формальной организации занял около 4 лет, завершившись в самом конце 1841 года, но реально действовать пожарная служба стала только в начале 1842 года. Отмечается, что стремление сэкономить средства с одной стороны и сформировать структуру, обеспеченную всем необходимым по действовавшим на тот момент нормативам, с другой стало причиной длительного воплощения идеи создания в Петергофе службы пожарной охраны.
Степные пространства Предкавказья долгий период времени были населены преимущественно кочевыми народами (калмыками, ногайцами, туркменами). Их образ жизни обуславливал их взаимодействие с естественной средой. Степные пространства они использовали прежде всего для ведения кочевого скотоводства и перекочевки с места на место. Усилившаяся крестьянская земледельческая экспансия на Юг России привнесла в природный ландшафт изменения. Большой интерес к степным пространствам проявляли ученые, чиновники и др. Все это нашло отражение в вопросах о возможности лесоразведения в суровых степных условиях Ставропольской губернии. Лесоразведение в степях губернии входило в комплекс мероприятий по земледельческому освоению степных территорий Предкавказья и, безусловно, повлияло на социально-экономическое развитие кочевых народов, ведь лесная посадка явилась неотъемлемой частью перехода кочевников на оседлый образ жизни. Изучение истории лесоразведения в последнее время особенно актуально на фоне усилившихся процессов опустынивания. Проблема опустынивания в южных регионах России (республиках Калмыкия и Дагестан, Ставропольском крае, Ростовской области) на первый план выдвигает комплекс коллективных мер по противодействию этой природной угрозе. Как известно, опустынивание стало следствием антропогенного воздействия на природу. Тем более актуальны анализ опыта прошлого и рассмотрение мер по лесонасаждению в степном Предкавказье. Активное лесоразведение в конце XIX - начале XX века оказалось важным фактором развития земледельческого хозяйства в регионе. Усилившаяся антропогенная нагрузка постепенно приводила к деградации почв и возникновению песков. Лесоразведение в инородческих степях Ставропольской губернии наряду с хозяйственным освоением этих мест позволило замедлить процесс опустынивания, способствовало удержанию влаги в почве, снижению эрозии и улучшению микроклимата.
Исследование посвящено барщине в помещичьих имениях Южного Урала дореформенной России (в административно-территориальном делении первой половины XIX века - Оренбургской губернии). Показано, что в дореформенное время XIX века в большинстве помещичьих имений ЮжноУральского региона господствующей формой повинности была барщина: более 85 % помещичьих крестьян края исполняли в пользу своих господ именно этот вид повинности. На базе материалов фондов Российского государственного архива древних актов, Российского государственного военно-исторического архива, Российского государственного исторического архива, отдела письменных источников Государственного исторического музея, а также документов 2-го и 3-го томов трудов Редакционных комиссий 1860 года в статье анализируются причины доминирующей роли барщины в помещичьих имениях края (относительное многоземелье колонизуемого региона, узость рынка свободной рабочей силы, хозяйственные соображения помещиков, экономические возможности крестьянских хозяйств и др.). Автор определяет динамику интенсивности барщины в течение первой половины XIX века. Для характеристики барщины проведены расчет рабочего времени барщинных крестьян, а также анализ стоимости барщинных работ крестьян, позволившие выявить соответствие барщины размеру оброка, выплачиваемого оброчными крестьянами данной местности. Отмечается, что по сравнению с помещичьими имениями других регионов России душевая норма барщины здесь была в целом относительно невысокой в силу специфических особенностей преимущественно земледельческого края. Подчеркивается перспективность дальнейшего изучения проблемы, поскольку информационные возможности специального анализа института барщины на региональном уровне еще далеко не исчерпаны.
В статье на основе архивных документов, бóльшая часть которых вводится в научный оборот впервые, исследуется деятельность созданного в октябре 1944 года Управления уполномоченного Совета народных комиссаров СССР по делам репатриации советских граждан, объединившего ведомства, имевшие собственные зоны ответственности и вступавшие друг с другом в противоречия: Народный комиссариат внутренних дел, Народный комиссариат государственной безопасности и Главное управление контрразведки «Смерш» Народного комиссариата обороны. Материалы, касающиеся организации репатриации из Финляндии в СССР с 1944 по 1955 год, позволяют раскрыть процессы оперативного межведомственного взаимодействия, разработки соответствующих инструкций, ведомственного согласования в непредвиденных ситуациях. В конечном счете объединенные действия названных структур обеспечили успешную репатриацию не менее чем 100 тыс. советских граждан и военнопленных. В работе выделены аспекты, повлиявшие на ход репатриации, включая создание нормативно-правовой базы для разграничения межведомственных полномочий, выявление преступных элементов среди репатриантов, поиск сбежавших пленных. Постановления Государственного комитета обороны, нормативные документы Народного комиссариата внутренних дел, принятые и утвержденные в военное и послевоенное время, легли в основу процесса репатриации советских граждан, в т. ч. из Финляндии. В ходе исследования установлено, что часть советских граждан принимала участие в боевых действиях на стороне Финляндии в составе 3-го и 6-го батальонов. Некоторые военнопленные занимались контрразведывательной деятельностью, сотрудничали с администрацией лагерей. В статье обосновывается вывод, согласно которому межведомственное взаимодействие способствовало созданию устойчивой системы проверки репатриантов, обеспечению безопасности советских военнопленных и интернированных в период репатриации, распределению репатриантов для решения экономических задач советского государства.
В работе рассматриваются пассажирские перевозки трамваем - основным городским пассажирским транспортом в городах РСФСР. Цель настоящего исследования - на основе данных по Челябинской области определить факторы, влиявшие на качество пассажирских перевозок, пассажирский опыт взаимодействия с трамваем, противоречивость оценок качества пассажирских перевозок. Статья написана в рамках методологии экономической истории, дополненной положениями теории мобильности, и являет собой попытку представить историю пассажирских перевозок как многофакторный процесс. Авторы раскрывают формальные и качественные характеристики организации пассажирских перевозок трамваем: наличие диспетчерских служб, состояние остановок и подвижного состава, инвентарное число вагонов, число вагонов на линии, электроснабжение трамвая, опыт ожидания трамвая пассажирами. Пассажиры и местные газеты часто критиковали перевозки трамваем, отмечая срывы графиков движения, хотя длительное ожидание было типичным явлением. Несмотря на постоянные замечания, трамвай оставался ведущим городским транспортом в 1930-1940-е годы, т. к. его появление было обусловлено потребностями советской индустриализации. На основе анализа архивных документов и материалов периодической печати авторы приходят к выводу, что остаточный принцип снабжения трамвайных предприятий Челябинской области вагонами и второстепенная роль городского электротранспорта в структуре советской экономики негативно влияли на организацию пассажирских перевозок, основной функцией которых в период советской индустриализации и годы Великой Отечественной войны была связь рабочей силы и промышленных предприятий. К концу 1940-х годов большее значение приобрела функция связи мест проживания с социально-культурными объектами
- 1
- 2