Введение. Важность изучения вовлеченности студенческой молодежи в деструктивные практики обусловлена тем, что в этом возрасте повышена восприимчивость к образцам поведения людей из своего социального окружения, а период обучения является ключевым в становлении мировоззренческих ориентиров. В современных условиях, когда информационные технологии играют заметную роль в жизни общества, создаются благоприятные условия для появления новых форм деструктивного поведения. К ним относится кибербуллинг, распространенность которого возрастает. Цель исследования – охарактеризовать социальный портрет кибербуллера и жертвы в представлениях студенческой молодежи.
Материалы и методы. Эмпирической базой послужили данные анкетного онлайн-опроса «Кибербуллинг в современном интернет-пространстве» (n = 600) среди представителей студенческой молодежи Республики Мордовия.
Результаты исследования. Исследование показало, что в представлениях молодежи социальный портрет агрессора (кибербуллера) не связывается с определенными половозрастными характеристиками. В то же время, исходя из результатов расчета индексов агрессивности и виктимности респондентов, следует, что жертвой чаще является девушка в возрасте от 21 до 25 лет, а агрессором – юноша в возрасте от 21 до 25 лет.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования дополняют социальный портрет акторов деструктивной интернет-практики социально-демографическими характеристиками. Материалы статьи могут быть интересны специалистам, занимающимся вопросами реализации молодежной политики, социологии социальной сферы, социологии молодежи, социологии интернета.
Введение. Исследование посвящено семантическому анализу игровой лексики в русских говорах Республики Мордовия. Тематическое разнообразие диалектной лексики позволяет выявить особенности традиционной народной культуры. Цель исследования – провести семантический анализ диалектных единиц, относящихся к игровой лексике, и выявить особенности их функционирования.
Материалы и методы. Материалом исследования послужил «Словарь русских говоров на территории Республики Мордовия». Лексические единицы систематизированы по семантическим группам на основе классификаций, предложенных в диалектологической литературе (Я. В. Мызникова, М. М. Угрюмова), с учетом таких критериев, как возраст участников, характер действия, способ организации игры.
Результаты исследования. В ходе исследования выделено несколько семантических групп, в составе которых диалектная игровая лексика распределена по подгруппам. В группу «подвижные игры» входят лексические единицы, обозначающие наименование детских игр, при этом отмечены наименования нескольких игр, сохранившихся до настоящего времени; в группе «возрастные игры» представлены наименования «молодежных игр». Многочисленны диалектные единицы, обозначающие старинные народные игры, игры с предметами, сами предметы для игры; зафиксированы диалектные единицы, обозначающие названия игр, которые традиционно сопровождали некоторые праздники, обычно религиозные. Рассмотрено взаимодействие лингвистических и экстралингвистических факторов при описании региональной самобытности русского народа, проживающего на территории Республики Мордовия.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование доказывает, что игровая деятельность является неотъемлемой частью человеческой жизни. Сделанные авторами выводы способствуют сохранению этнокультурного наследия и вносят вклад в развитие семантики и этнолингвистики. Перспективы дальнейших исследований связаны с изучением национально-специфических языковых единиц с учетом связи языка и культуры. Материалы статьи могут быть полезны в преподавании русского языка при изучении его диалектных и лингвокультурологических особенностей.
Введение. Метод проектов – один из методов, применяемый в сфере образования, эффективность которого уже не вызывает сомнений, но актуальными для исследования остаются специфические особенности применения данного метода по различным образовательным направлениям. Цель исследования – анализ и обобщение опыта авторов, результатом которого является онлайн-курс на базе рассматриваемого интегрированного подхода, включающего в себя различные методы как компьютерного (виртуального), так и натурного моделирования.
Материалы и методы. Метод проектов как система обучения и образовательная технология в данном исследовании напрямую интегрирован с методами, являющимися предметом изучения. Среди них: методы проектирования в современных CAx-средах, методы и технологии программирования, натурное и математическое моделирование, технологии прототипирования. В качестве программно-аппаратной базы проекта использовались MS Visual Studio C++, ArduPilot/Pixhawk, SolidWorks, T-Flex, KuGoo, Injora, BigoLand.
Результаты исследования. Результатом исследования является комплекс интегрированных моделей различного типа, используемых в качестве базы для реализации проекта, а также онлайн-курс, включающий в себя эти модели, методические материалы для их разработки в виде полнотекстовых документов и мультимедийного контента. Обобщен опыт использования проектного метода на рассматриваемой методической базе. Изложена постановка задачи в терминах кибернетики для последующего применения указанного метода.
Обсуждение и заключение. Результаты реализации проектного метода на базе выбранного интегрированного подхода полностью подтвердили его эффективность по следующим критериям: управляемость, воспроизводимость, индивидуализация, дифференциация, инновационность. Данный метод может быть адаптирован для решения широкого спектра задач в области проектирования, однако эти задачи должны обладать выраженной наукоемкой составляющей и междисциплинарным характером.
Введение. Исследование посвящено проблеме вовлеченности студентов в образовательный процесс, имеющей существенное значение для качества высшего образования и академических результатов. Особое внимание уделено региональным вузам, где данный феномен изучен недостаточно. Цель исследования – охарактеризовать академическую и социальную вовлеченность студентов регионального вуза.
Материалы и методы. Эмпирическую базу составили результаты онлайн-опроса 483 студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета (март – апрель 2025 г.). Использованы методы кластерного анализа (SPSS), описательной статистики и кросс-табуляции. Операционализация вовлеченности включала поведенческие, когнитивные и эмоциональные аспекты.
Результаты исследования. Выявлены три уровня академической вовлеченности: высокая, умеренная, низкая; три типа социальной вовлеченности: научно-интегрированный, социально- ориентированный, ограниченный. Установлена отрицательная динамика вовлеченности студентов старших курсов, также наблюдаются различия по направлениям подготовки (максимальные показатели зафиксированы у студентов медицинского направления). Доказано влияние групповых (сплоченность, наличие лидеров) и организационных (качество преподавания, ресурсная обеспеченность) факторов на вовлеченность.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволило комплексно оценить уровень, характер и факторы вовлеченности студентов. Полученные результаты создают основу для разработки и реализации целенаправленных мер, ориентированных на повышение качества образовательного процесса и академических результатов студентов.
Введение. Формирование цифровых навыков студентов – ключевой фактор их успешной интеграции в образовательное и профессиональное пространство. Цифровая грамотность рассматривается как комплекс технических, когнитивных и социальных умений, необходимых для полноценного участия в цифровом обществе. Актуальность исследования обусловлена сохраняющимся цифровым неравенством, проявляющимся не только в доступе к технологиям, но и в различиях в уровне навыков, мотивационных установках и представлениях о цифровом будущем.
Цель исследования – выявление барьеров и преимуществ развития цифровых навыков среди студенческой молодежи. Материалы и методы. Исследование базируется на онлайн-опросе студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета (n=205). Для анализа данных использованы количественные методы: таблицы сопряженности и корреляционный анализ. Данные стратифицированы по полу и уровню дохода.
Результаты исследования. Выявлено, что цифровая активность студентов сочетает универсальные практики и социально обусловленные различия. Ключевые барьеры: нехватка времени, высокая стоимость курсов, неуверенность в себе. Преимущества цифровых навыков ассоциируются с удаленной работой и быстрым доступом к информации.
Обсуждение и заключение. Цифровое неравенство определяется не инфраструктурными ограничениями, а характером цифрового участия и социально-демографическими факторами. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ цифрового развития студентов и образовательной политики.