Для эффективного противодействия экономическим правонарушениям необходима работа правовой системы, которая включает в себя, прежде всего, нормативно-правовые акты, органы государственной власти и правоохранительные органы. Целью работы является определение понятия и составляющих правовой системы противодействия экономическим правонарушениям, а также выяснения её региональных особенностей. При проведении исследования использованы: методы научного познания и эмпирические методы. В статье рассматриваются различные подходы к понимаю категории «правовая система». Сделан вывод о том, что правовая система, определяющая противодействие экономическим правонарушениям, состоит из четырёх основных элементов, таких как: системы нормативно-правового обеспечения (в том числе системы законодательства); субъектов, обеспечивающих практическую деятельность по правоприменению предписаний системы нормативно-правового обеспечения; правоприменения как формы деятельности государства, направленной на реализацию предписаний системы нормативно-правового обеспечения; правовой культуры общества. Проводится анализ нормативно-правовой базы, обеспечивающей противодействие экономическим правонарушениям. Комплекс нормативно-правовых актов, направленных на предотвращение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере включает в себя: кодифицированные нормативно-правовые акты; федеральные нормативно-правовые акты; региональные нормативно-правовые акты. В статье также рассматриваются субъекты, обеспечивающие практическую деятельность по правоприменению предписаний системы нормативно-правового обеспечения, определяющей противодействие экономическим правонарушениям, а именно: правоохранительные органы; основные федеральные субъекты, обеспечивающие практическую деятельность по противодействию экономическим правонарушениям; основные региональные субъекты, обеспечивающие практическую деятельность по противодействию экономическим правонарушениям.
Неформальная застройка рассматривается как одна из ключевых урбанистических проблем современности, затрагивающая страны Глобального Севера и Юга. В работе представлен сравнительный анализ влияния неформальных поселений на городское развитие. Исследование уточняет понятийные границы «неформальных поселений», предлагает типологию по правовому статусу, материально-техническим характеристикам и функциональному назначению, а также выделяет кластеры социальных, экономических, политических и инфраструктурно-экологических рисков. Показана зависимость масштабов и конфигураций явления от качества институтов, режимов прав собственности и доступности жилья. Рассмотрен российский контекст и возможные направления политического регулирования: поэтапная легализация, интеграция в инженерные сети, развитие доступного жилья, применение медиативных механизмов разрешения земельных споров. Практическая значимость связана с формированием адаптивных стратегий городского управления, ориентированных на снижение маргинализации и повышение устойчивости территорий.
В статье рассмотрены современные модели региональной политики, применяемые в условиях новой социально-экономической реальности на примерах регионов Российской Федерации. Проведён сравнительный анализ стратегического, инновационно-кластерного, устойчивого, социально-ориентированного, инвестиционно-промышленного, цифрового и других подходов к региональному развитию. Особое внимание уделено возможности адаптации указанных моделей в специфических условиях Луганской Народной Республики с акцентом на необходимость создания собственной адаптивной модели, сочетающей в себе элементы интеграционного восстановления, цифровой трансформации и технологической модернизации. Подчёркивается значение внедрения искусственного интеллекта и цифровых решений для повышения эффективности регионального управления.
В работе представлены результаты исследования этнополитических оснований безопасности общества, государства и личности. На основе системного и институционального подходов предпринята попытка осмысления сущности, содержания и специфики этнополитического измерения безопасности в рамках общей концепции национальной безопасности. Обоснован вывод о том, что в современных мультикультурных обществах этнический фактор является базовым в достижении и удержании высокого уровня безопасности. Показано, что безопасность включает взаимосвязанные физический, экономический, социальный, культурный и ценностно-нормативный компоненты, требующие согласованной политики. Выявлены ключевые индикаторы состояния безопасности и типовые угрозы, порождаемые как внешними вызовами, так и дисфункциями институтов. Уточнены понятия этнобезопасности и этнополитики, их место в архитектуре национальной безопасности. Практическая значимость исследования состоит в формулировании принципов профилактики этнической напряжённости, механизмов раннего предупреждения конфликтов и критериев оценки эффективности управленческих решений на различных уровнях управления.