Архив статей журнала

МЕДИАТИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (2025)
Выпуск: № 37 (2025)
Авторы: Лопачев Артём Олегович

Объектом настоящего исследования являются СМИ Новгородской и Челябинской областей. Исторический медиаконтент, транслируемый СМИ из названных регионов, выступает в качестве предмета исследования. В статье приводится обзор теоретических подходов к изучению понятия «медиатизация», а также сравниваются дефиниции данного явления. На примере нескольких региональных медиаплощадок рассматривается вопрос интерпретации распространяемых в цифровом пространстве исторических фактов. В результате анализа становится очевидным, что в социальных медиа создается потенциально дезориентирующая среда, в которой происходит смешение фактов, мнений и доказательств. Поэтому нередко становится затруднительно разделить точки зрения на потенциально истинные и потенциально неверные. Автор приходит к выводу о полемичном характере открытых обсуждений, которые нередко имеют довольно провокационный заголовок. Поскольку освещение информации об исторических фактах в медиапространстве имеет склонность к корректировкам и манипуляциям, становится необходимым рассмотреть характерные черты исторического дискурса (на основе публикаций новгородских и челябинских медиа). Отличительной чертой является краеведческая направленность публикаций региональных медиа, что оправдано ориентацией на местную аудиторию. При всем разнообразии исторических тематик региональные медиа не имеют большинства аспектов федеральной повестки. Несмотря на это, они напрямую участвуют в формировании национальной и региональной идентичностей посредством сохранения исторической памяти в массовом сознании. Автор приходит к выводу, что, согласно приведенной типологии, в региональных современных медиа наиболее распространен третий тип публикаций об истории, а именно, «реферат по истории».

Сохранить в закладках
МЕДИАТИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ДАТАФИЦИРОВАННОМ СОЦИУМЕ: ПРОЦЕССЫ И ЭФФЕКТЫ (2025)
Выпуск: № 37 (2025)
Авторы: Гавра Дмитрий Петрович, Сулейманов Эдвард Алексеевич

В настоящей статье авторы рассматривают медиатизацию политической сферы в датафицированном социуме. Особое внимание обращается на категорию глубокой медиатизации. Опираясь на ее понимание в современной медиа теории, авторы рассматривают эффекты глубокой медиатизации в политической сфере. Отмечается расширение, упрощение и демократизация доступа к политической информации. Одним из значимых эффектов глубокой медиатизации является ее влияние на сам характер политической коммуникации, изменение удельных весов прямых и опосредованных политических взаимодействий, появление возможности трансформации субъектности политических акторов. Авторы приходят к выводу, что датафицированная глубокая медиатизация создает возможности расширения политического участия. Отмечается возможность влияния процессов глубокой медиатизации на прозрачность политического процесса и возможность гражданского общества контролировать политических акторов и политические институты.

Сохранить в закладках