Введение: статья посвящена исследованию особенностей построения категории «научная общественность» в условиях проводимой государственной политики, направленной на совершенствование действующего законодательства о науке и научно-технологическом развитии современной России. Цель - изучить конституционно-правовую сущность категории «научная общественность» в современной науке и действующем законодательстве и выявить возможность закрепления особых правовых режимов, направленных на становление и развитие отечественной научной общественности.
Методологическая основа: общенаучные (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучные (формально-юридический, функциональный).
Результаты: определены роль категории «научная общественность» в структуре современного гражданского общества и значение формирования изучаемой категории для отечественного научно-технологического развития, предложены подходы, способствующие развитию научного общества.
Выводы: обоснована необходимость продолжения широкой научной и общественной дискуссии, направленной на обоснование необходимой трансформации нормативно-правовой регламентации отечественной науки и научно-технологического развития в аспекте построения самостоятельной категории «научная общественность».
Введение: в соответствии со ст. 71 Конституции РФ научно-технологическое развитие находится в ведении Российской Федерации. Вместе с тем в ст. 72 вопросы науки в целом относятся к совместным полномочиям Российской Федерации и ее субъектов. В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» основной круг полномочий в рассматриваемой сфере закреплен за федеральными органами государственной власти. Соответственно, встает вопрос о конкретизации полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере определения и реализации направлений научно-технологического развития, в частности субъектов федерации. Цель - рассмотреть компоненты научно-технологического развития России, полномочий органов государственной власти в данной сфере и их правовое закрепление с учетом механизма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной властисубъектов РФ.
Методологическая основа: совокупность методов научного познания, общенаучные и частнонаучные методы (исторический, сравнительно-правовой, системный).
Выводы и обобщения формулировались на основе логического метода исследования. Результаты: проведен анализ понятия, структурных компонентов и конституционно-правового регулирования научно-технологического развития России с учетом конституционной модели разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Выводы: с целью перспективного научно-технологического развития субъектов РФ, являющегося основой государственного строительства России в целом, сформулированы предложения по необходимости принятия нового федерального закона «О науке и государственной научно-технологической политике Российской Федерации» и конкретизации на его уровне полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере научно-технологического развития, направленных на закрепление видов субъектов научно-технологической и научно-исследовательской деятельности и их взаимодействия между собой, с органами государственной власти РФ и институтами гражданского общества, а также на обеспечение их материально-финансовой поддержки и результативности деятельности.
Введение: на развитие науки в России оказывает влияние прежде всего государство и его научно-технологическая политика. Цель - поддержать дискуссию относительно перспектив развития законодательства о науке, предложенной председателем комитета Государственной Думы ФС РФ по науке и высшему образованию С. В. Кабышевым.
Методологическая основа: системно-структурный, сравнительно-правовой методы научного познания, а также метод анализа.
Результаты: проанализированы цели, механизмы выработки, методы реализации и институционального оформления законодательства о науке на новом этапе его формирования. Исследованы вопросы формирования национальных интересов в науке и основные направления стимулирования эффективной научной кооперации.
Выводы: главное в процессе усовершенствования законодательства о науке - не повторять ошибок. Создать идеальный закон о науке не получится. Однако новая ступень развития законодательства о науке предусматривает теоретическое осмысление дискуссионных и нерешенных проблем, ведь только на таких принципах и может состояться совмещение идеального и реального.
Введение: в настоящее время одним из актуальных вопросов развития отечественной конституционно-правовой политики является развитие научного потенциала страны. В связи с этим возникает необходимость принятия федерального закона о науке и научно-техническом развитии. Прежде всего при его создании следует определиться с его основными понятиями и категориями, а также основными направлениями правового регулирования. Авторы данной статьи постарались определить круг субъектов научной деятельности и предложили разграничить их правовые статусы. Цель - выявить субъектов научной деятельности в Российской Федерации, определить сходство и различия между нами и выделить их категории, которые должны иметь различные правовые статусы.
Методологическая основа: системно-правовой и сравнительно-правовой методы исследования.
Результаты: выявлено, что научную деятельность в России осуществляют работники научно-исследовательских институтов, научно-исследовательских отделов вузов, профессорско-преподавательский состав вузов и научно-педагогические работники. Однако правовые статусы этих субъектов в законодательстве четко не прописаны.
Выводы: в российском законодательстве необходимо закрепить четыре правовых статуса субъектов, участвующих в осуществлении научной деятельности, установив их права и обязанности, а также гарантии научной деятельности.
Введение: статья посвящена обсуждению проблемных вопросов в сфере правового регулирования научно-технологического развития России, разработке нового закона о науке. Цель - рассмотреть некоторые концептуально-методологические проблемы, требующие своего решения в процессе обновления законодательства о науке.
Методологическая основа: совокупность общенаучных и частноправовых (формально-юридического, системно-структурного, правового мониторинга) методов познания.
Результаты: на отдельных примерах были проанализированы вопросы, которые предстоит рассмотреть в процессе разработки нового закона о науке, выработки единых подходов к его структуре и содержанию.
Выводы: решение вопроса о придании новому закону о науке, научно-технологическом развитии системообразующего значения потребует комплексной систематизации и классификации российского законодательства в этой области, в том числе выявления дефектов правового регулирования, унификации различных дефиниций, достижения терминологической четкости и ясности понятий в нормативно-правовых актах, их родового и видового соотношения.