Патрульно-постовая служба полиции (далее ППСП) выступает основным средством борьбы с преступностью на улице, в транспорте, в общественных местах. Эффективная работа патрульно-постовой службы обеспечивает соблюдение прав граждан и охрану их имущества от различных посягательств. В связи с этим, контроль за деятельностью данного подразделения приобретает особую значимость для государства и общества. Построение в современной России совершенно новой правовой системы и реформирование всех институтов государства поднимает на новый уровень значимость деятельности патрульно-постовой службы полиции как главной государственной структуры по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. В Наставлении 2021 года приведен исчерпывающий перечень задач и функций ППСП. Специальные средства и физическая сила применяются сотрудниками ППСП в соответствии с 5 главой закона «О полиции». Подразделения ППСП могут привлекаться в иных мероприятиях, не перечисленных в Наставлении, только в соответствии с нормативными правовыми актами МВД. Также в соответствии с нормативными правовыми актами МВД и комплектуется штатный состав сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Каждый из них несет равную ответственность в соответствии с законодательством независимо от занимаемой должности. Современное состояние подразделений ППСП это результат деятельности не одного поколения. Изначально они формировались в годы Великой Отечественной войны. Большинство милиционеров ушло на фронт. Права и обязанности всех милиционеров, оставшихся на местах, очень расширились. Они занимались не только своими прямыми обязанностями, но теперь боролись и с дезертирством, мародерством, хищением грузов, поимкой шпионов, эвакуацией населения и т. д. В статье рассмотрены некоторые аспекты формирования и современное состояние патрульно-постовой службы полиции.
Участковые уполномоченные полиции (далее - УУП) играют важную роль в жизни общества и государства. Они являются тем звеном в системе охраны общественного порядка и органов внутренних дел, которое тесно взаимодействует с населением в ходе осуществления своей служебной деятельности на обслуживаемых административных участках. УУП обеспечивают безопасность территории обслуживаемого участка, осуществляют профилактическую работу, принимают меры по предотвращению, выявлению и пресечению правонарушений, преступлений. УУП выступает своеобразным мостом между населением и правоохранительными органами, помогая полиции выявлять правонарушения и преступления на ранней стадии, что дает возможность быстро реагировать на них, предотвращать их дальнейшее распространение. УУП сигнализируют о том, в каком состоянии находится оперативная обстановка на обслуживаемых ими участках, что позволяет ОВД эффективно планировать свою работу и выполнять возложенные на них функции и обязанности. Особенности несения службы УУП, а также ее формы, рассмотрены рядом авторов [4,5,6,8,9,16]. Целью написания исследовательской работы является рассмотрение деятельности УУП, того в каких формах она осуществляется, согласно ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Приказу МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности». Автором сделан вывод о важности роли деятельности УУП в предупреждении и пресечении правонарушений, преступлений, а также о важности реализации служебной деятельности во всех пяти формах несения службы. На основе анализа нормативной базы, регулирующей деятельность УУП, отмечается, полнота ее правовой регламентации, положительный результат деятельности участковых уполномоченных, сочетание различных направлений несения службы в пяти формах.
В условиях нестабильной социально-политической обстановки в стране и мире необходимо обращать особое внимание на обеспечение прав наиболее незащищенных категорий граждан, к которым относятся в том числе и осужденные. Обеспечение законности в органах и учреждениях УИС является определяющим критерием эффективности их функционирования. Наиболее действенным способом обеспечения законности в уголовно-исполнительной следует признать контроль и надзор, который в пенитенциарной сфере наиболее широко представлен такими видами как общественный контроль и прокурорский надзор. В последние годы все больше внимания со стороны государства уделяется вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности в различных сферах жизнедеятельности. В данной статье рассмотрены некоторые проблемные аспекты осуществления контроля и надзора в пенитенциарной системе, а также обозначены направления совершенствования указанной деятельности. В целях обеспечения прав осужденных и исполнения законодательства пенитенциарными учреждениями автором обосновывается целесообразность закрепления возможности осуществления общественного контроля с применением дистанционных технологий. Отмечается, что в контрольно-надзорной деятельности должна превалировать предупредительная функция, которая в наибольшей степени позволит гарантировать законность деятельности всех субъектов уголовно-исполнительной системы.
В каждой стране создаются специальные органы, главной целью которых является осуществление защиты прав граждан, охрана правопорядка и законности на территории страны. Значение деятельности данных структур переоценить невозможно, так как без осуществления охраны правопорядка и законности, ни одно государство не может функционировать в должном виде. Защита законности и правопорядка в стране во многом зависит от эффективности работы патрульно-постовых служб полиции, являющихся главным средством обеспечения борьбы с правонарушениями и преступлениями. Патрульно-постовая служба обеспечивает правопорядок не только на улицах, в парках, на рынках, в местах скопления людей, но также осуществляет правопорядок на железнодорожном транспорте, водном транспорте, В их обязанности входит: контроль за соблюдением правил дорожного движения, сохранение неизменным мест совершения преступлений, выявление несовершеннолетних, попавших в сложные жизненные ситуации и т. д. Список обязанностей сотрудников ППСП очень обширен и разнообразен. Их работу ни в коем случае нельзя назвать легкой и незаметной. Именно от качества их службы напрямую зависит защита прав и свобод граждан и их имущества. Видя значимость и многообразие деятельности сотрудников патрульно-постовой службы, еще большее недоумение вызывает негативное отношение граждан к ним. Безусловно, в стране совершается большое количество преступлений и правонарушений, которые было возможно предотвратить и пресечь. В данной ситуации виноваты не только сотрудники полиции, не предотвратившие их совершение, но и сами граждане, отказывающиеся часто сотрудничать с полицией и считающие правильным замалчивать и даже не замечать противоправное поведение других граждан. Высокий уровень совершаемых правонарушений и преступлений является виной и самих сотрудников ППСП, которые должным образом не выполнили свои служебные обязанности по защите прав граждан и их имущества. Вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы. Научная статья посвящена организационно-правовым особенностям деятельности патрульно-постовой службы полиции.
Цель статьи представить концептуальный подход к разработке Устава полицейского Российской империи, обозначить содержание этого важнейшего нормативного правового акта для целенаправленной, законной и обоснованной деятельности полиции, отразить работу межведомственной Комиссии, которой было поручено реформировать работу этого государственного органа. Предметом исследования служил раздел «Отсутствие полицейского устава» «Краткой объяснительной записки къ заключению междувѣдомственной Комиссии, подъ предсѣдательствомъ Сенатора А. А. Макарова, по преобразованiю полицiи въ Имперiи». При работе над темой авторы использовали обобщение, контент-анализ, сравнительно-правовой, исторический и другие методы научного исследования. Они позволили сформировать выводы, представить авторское отношение к документу (1) и к работе Комиссии (2), отметить роль в современной законодательной практике (3).