Архив статей журнала
В статье выявляются и анализируются проблемы организации учебного процесса в вузах Ворошиловградщины в 1943–1945 гг. Отмечается, что высшие учебные заведения области были реэвакуированы и приступили к налаживанию учебной работы, которая осложнялась медленным восстановлением материально-технической базы, задействованностью студентов на производстве и мобилизацией на различные работы, а также трансформацией учебных планов. Показано, что мероприятия по возобновлению учебной деятельности ложились на плечи профессорско-преподавательского состава, для которого была характерна неукомплектованность и низкий уровень качественного состава. Это приводило к увеличению нагрузки, невыполнению учебных планов, снижению качества знаний студентов. Утверждается, что с 1944 г. начинается постепенное увеличение контингента студентов, который характеризовался преобладанием младших курсов, доминированием женщин и неоднородным составом.
Редакционная коллегия журнала в настоящей статье обращается к важному событию в истории Саратовского университета – 90-летию открытия исторического факультета, который стал третьим истфаком в РСФСР. Рассмотрены обстоятельства учреждения факультета, начало и основные этапы его деятельности. Показан вклад в подготовку специалистов с высшим историческим образованием, важнейшие научные достижения и роль ведущих ученых.
В рецензии охарактеризованы основные положения второго, исправленного и дополненного издания книги П. С. Кабытова и Н. А. Фёдоровой, посвященной описанию жизни и научного творчества профессора И. М. Ионенко. Авторы рецензируемой книги, в прошлом студенты и аспиранты И. М. Ионенко, рассказывают о его жизненном пути, становлении как историка и преподавателя вуза, его научных достижениях и общественной деятельности. Личность Учителя и наставника, стремившегося научить своих учеников профессиональному подходу к изучению исторической правды, раскрывается в контексте времени, в котором он жил и работал, подчеркивается, что при подготовке молодых кадров историков важно не только вооружить их инструментарием исторического исследования, но и наладить духовную связь между наставником и его учениками. Авторы сумели передать обаяние личности своего Учителя, научившего их не только добывать информацию, но и располагать ее в системе нравственных координат. В заключение сделан вывод, что выпуск второго издания книги свидетельствует о ее востребованности.