Архив статей журнала
В статье раскрываются основные направления исследования групповой самоэффективности, необходимые для формирования целостных научных представлений о феномене самоэффективности: содержательное различение понятий групповой и личностной самоэффективности; выделение основных групповых параметров, связанных с самоэффективностью группы; уточнение характера соотношения групповой и личностной самоэффективности. Приведены результаты пилотажного эмпирического исследования связи между этими формами самоэффективности.
В статье рассматривается феномен профессиональной надежности в контексте обеспечения успешной и безопасной трудовой деятельности персонала атомных электростанций. Подчеркивается важнейшая роль психологической подготовки будущих работников атомной промышленности, начиная с этапа получения образования в вузе как условия становления и развития не только профессиональных знаний и умений, но и специфических личностных характеристик, составляющих основу надежности.
В статье рассматривается психическое здоровье и ментальная репрезентация собственного рождения у педагогов, связи и различия между их особенностями и уровнями в целом, а также у преподавателей вузов и учителей школ. Установлено, что психическое здоровье более выражено у преподавателей вузов, чем у школьных учителей. Отсутствует прямая связь между психическим здоровьем и ментальной репрезентацией собственного рождения. Но конструктивная ментальная репрезентация собственного здоровья у учителей встречается чаще, чем у преподавателей.
В статье рассматриваются условия актуализации групповой субъектности у студентов-психологов вуза. Анализируются социально-психологические подходы к исследованию групповой субъектности в российской и зарубежной психологии. Учебные группы студентов характеризуются как специфические объекты изучения в социальной психологии, а образовательная среда вуза - как условие актуализации групповой субъектности у студентов. Представлены результаты эмпирического исследования групповой субъектности у студентов-психологов.
В статье поднимается важнейшая социальная и социально-психологическая проблема поддержки студенческих семей, которая приобретает особое значение в Год семьи в Российской Федерации. Представлен комплексный анализ проблемы в ее демографических, социальных, социально-психологических и иных аспектах. С опорой на статистические данные авторы показывают значимость решения разнообразных проблем семьи вообще и студенческой семьи в частности для обеспечения стабильного поступательного развития страны. На примере проекта, реализованного региональным отделением «Российского детского фонда», и основных направлений работы со студенческими семьями в вузах показаны возможные практические пути решения проблемы создания, укрепления и поддержки студенческих семей.
В статье рассматривается проблема изучения удовлетворенности жизнью и психологического благополучия студентов, а также аспекты их взаимосвязи. Настоящее исследование было проведено в 2023 году в Российском государственном гуманитарном университете и Воронежском государственном педагогическом университете среди студентов-психологов, обучающихся в области педагогической и клинической психологии. Выборку исследования составили 113 студентов. Установлено, что в целом студенты-психологи обладают высоким уровнем психологического благополучия. Обнаружена отрицательная тенденция в уровне психологического благополучия и удовлетворенности жизнью студентов-психологов 1-3 курсов обучения. Выявлены положительные тесные взаимосвязи между удовлетворенностью студентов-психологов жизнью и их психологическим благополучием.
В условиях интенсивной реализации в стране молодежной политики, в том числе в области спорта, актуальным становится исследование психологических проблем студенческого спорта. В статье рассмотрен один из важных вопросов психологии студенческого спорта - актуализация надежности студенческих спортивных команд в напряженных условиях соревновательной совместной деятельности.
В статье приводятся результаты исследования эмоциональных особенностей студентов и преподавателей с различной латеральной организацией мозга. Сделан вывод о том, что имеются статистически подтвержденные различия между представителями разных профилей латеральной организации мозга по таким эмоциональным особенностям, как тревожность, острые негативные эмоциональные реакции, реактивность в отношении позитивных эмоций. Предложены рекомендации по учету выявленных эмоциональных особенностей в учебной деятельности студентов и педагогической деятельности преподавателей.
В статье раскрывается актуальность психологической работы, ориентированной на развитие субъектности студенческой группы. Проводится краткий анализ основных направлений такой работы: психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа. Обоснована необходимость системно-комплексного подхода в работе сотрудников психологических служб вузов по развитию субъектности студенческой группы.
ОБРАЗ БУДУЩЕЙ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье представлено смысловое определение понятия семьи, отличительные признаки традиционной российской семьи. Автор раскрывает особенности государственной политики в отношении семьи, характеризует проблемы современной семьи с позиции культурно-исторических условий развития страны, определяет состояние и тенденции, характерные для института российской семьи. Приведены результаты эмпирического исследования студентов и представлены выявленные мотивы вступления в брак современных юношей и девушек, а также их мнения о причинах разводов.
В работе представлена аналитика основных концептов: психологическое здоровье, духовно-нравственные ценности, осмысленность жизни, насильственный экстремизм, диспозиции насильственного экстремизма. В фокусе темы исследования психологическое здоровье редуцируется до двух его позиций: акта выбора студентами духовно-нравственных ценностей как приоритетных и предикторов осмысленности жизни. Обоснована корреспонденция дефицита психологического здоровья с отдельными диспозициями насильственного экстремизма. В качестве риск-диспозиций насильственного экстремизма выявлены конвенциональное принуждение и антиинтрацепция. Полученная и интерпретированная база данных может быть использована для психолого-педагогической, воспитательной и других видов работы по противодействию радикализму, экстремизму, терроризму.
- 1
- 2