ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Архив статей журнала

К ОСНОВАМ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Н. И. ПИРОГОВА КАК НАВИГАТОР В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ) (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: КОЗЛОВ В. В.

В статье представлен взгляд на современное состояние студенческой молодежи и обозначена важность патриотического и гражданского воспитания обучающихся в вузах России. Особое внимание уделено базовым установкам педагогической концепции Н. И. Пирогова, которые связаны с воспитанием не столько узкого специалиста в той или иной профессиональной области, сколько с развитием личности студента как ответственного гражданина Отечества. Преодоление негативных тенденций в современном российском образовании сопряжено с возвращением к фундаментальным основам русской педагогической традиции, ярким представителем которой является Н. И. Пирогов.

Сохранить в закладках
ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА И ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОЦЕНКЕ ЛИДЕРОВ ВУЗОВ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Шакурова Марина Викторовна

В статье представлены результаты аналитического обзора публикаций журнала «Вестник Воронежского государственного университета. Проблемы высшего образования» в 2023 году, авторами которых являются ректоры воронежских вузов. Контекст анализа - основные установки Года педагога и наставника. В качестве анализируемых позиций представлены: значение деятельности педагогов и наставников в системе высшего образования города и области, определение основных составляющих личностно-профессионального портрета преподавателя, содержание и направления его деятельности. Обращается внимание на четко обозначенные ключевые позиции, служащие основой для консолидации ректорского корпуса по отношению к миссии, роли и положению педагогов и наставников в системе высшего образования.

Сохранить в закладках
ПАМЯТНИКИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Еремеев Руслан Николаевич

В статье обозначена актуальность использования религиозных памятников в патриотическом воспитании обучающихся, проведен анализ имеющихся теоретических источников. Помимо теоретического изучения вопроса в работе рассмотрен практический опыт Российского православного университета святого Иоанна Богослова в реализации просветительского проекта «Памятники религиозной культуры в жизни современной молодежи».

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА ДОЛЖНА СЛУЖИТЬ ДЕЛУ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: ВАСИЛЬЕВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

ПРЕДСТАВЛЕНЫ МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРВЬЮ, КОТОРОЕ РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ПРОВЕЛА С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ (РАО) О. Ю. ВАСИЛЬЕВОЙ. ОТВЕЧАЯ НА ЗАДАННЫЕ ВОПРОСЫ, О. Ю. ВАСИЛЬЕВА ПОДРОБНО ОХАРАКТЕРИЗОВАЛА АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ В РАО, ТЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ РЕШАЮТ УЧЕНЫЕ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.

Сохранить в закладках
ПРАВОСЛАВНЫЙ КЛУБ "ЛЕКАРЬ" КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (2000-2024 ГОДЫ) (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Инютин Владислав Валентинович, Маркова Светлана Васильевна

На примере работы студенческого православного клуба изложены изменения во взаимодействии РПЦ и студенческой молодежи. Рассмотрена история студенческого православного клуба «Лекарь» в Воронежском государственном медицинском университете имени Н. Н. Бурденко от появления клуба в начале 2000-х годов до сегодняшнего дня. Сделана попытка проанализировать причины интереса к православной традиции в медицинском вузе в период активной деятельности молодежного клуба. Опыт деятельности молодежного православного клуба показывает, что в студенческой среде произошла определенная социальная трансформация. Православный клуб «Лекарь» за двадцатилетие существования стал проектом педагогического процесса духовно-нравственного воспитания.

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ А. С. МАКАРЕНКО ДЛЯ ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Полякова Янина Николаевна, Сухарева Елена Викторовна

В статье рассматривается актуальная и значимая для современной образовательной практики проблема воспитания в аспекте педагогических идей А. С. Макаренко. В частности, отмечается ценность субъектного подхода к воспитуемому оптимистический настрой, вера в потенциальные возможности личности, гуманизм и др. Авторы, опираясь на педагогическое наследие великого предшественника, подчеркивают важную роль педагога, его творческое отношение к воспитанию для обеспечения эффективности данного процесса. Приводятся примеры программ, направленных на улучшение воспитательной работы со студентами, цель которых - вовлечение в социально полезные дела, стимулирование саморазвития, активности и др. В заключении подчеркивается необходимость развития идей великого педагога, которые в современных условиях нуждаются в конкретизации, дополнении, творческом переосмыслении.

Сохранить в закладках
ОБУЧАЯ ВОСПИТЫВАТЬ И ВОСПИТЫВАЯ ОБУЧАТЬ ПОЗНАНИЮ НЕПОСТИЖИМОГО: НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА (К ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА А. В. ГЛУХОВОЙ) (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: РАХМАНИН В.С.

В статье представлен анализ многогранной научно-педагогической деятельности профессора Воронежского государственного университета А. В. Гпуховой. Автор раскрывает различные стороны ее профессионального успеха и делает вывод, что в основе лежит триединство научных исследований А. В. Глуховой в области политологии, преподавания политологических дисциплин с включением в их содержание результатов собственных научных изысканий и воспитания будущих политологов как профессионалов и социально ответственных граждан.

Сохранить в закладках