Архив статей журнала
В статье описывается опыт работы по патриотическому воспитанию студентов средствами иностранного языка. Среди форм организации воспитательного процесса предпочтение отдается творческому проекту, обладающему неограниченными возможностями, раскрывающему образовательный и духовный потенциал участников. Осуществление воспитательного проекта на английском языке открывает дополнительные ресурсы для развития языковых и творческих умений и навыков обучающихся.
В статье рассматриваются теоретические основы педагогического моделирования, применяемого при исследовании проблем высшей школы. Отмечается, что метод моделирования является составляющей методологии научных исследований. Он позволяет определять приоритетные направления решения проблемы исследования через учет существенных факторов влияния и взаимосвязей между ними. Авторы приходят к выводу, что педагогическое моделирование позволяет спроектировать средства и цели развития и изменения педагогических процессов в высшей школе. Поэтому модель должна содержать методологические основы, методы, средства и способы измерения эффективности этих изменений, критерии оценки эффективности самой модели и конечный результат.
В статье обсуждаются перспективы совершенствования национальной системы высшего образования. Авторский подход состоит в комплексном анализе недавней истории развития российской высшей школы и путей ее динамического движения в горизонте ближайшего времени. Выявляются отдельные компоненты накопленного опыта, который может служить прочной основой для продвижения вперед, а также возможные противоречия и трудности, связанные с необходимостью трансформации высшего образования. Авторы предлагают определенные пути, способные оптимизировать развитие высшей школы, сбалансировать ее деятельность при внедрении тех или иных новаций.
Представлена рецензия на сборник избранных выступлений ректора Московского государственного университета В. А. Садовничего, посвященных актуальным проблемам российского высшего образования. Рецензия содержит анализ проблем, находящихся в центре внимания В. А. Садовничего, его размышлений об образовании, в которых он предстает как ученый, педагог, общественный деятель.
В статье исследуется значение трудовых династий преподавателей в формировании и развитии научных и методических школ Воронежского государственного университета, а также роль семьи как среды для становления личности будущего преподавателя.
Рабочая часть съезда Российского Союза ректоров (РСР) - крупнейшего за последние годы форума лидеров научно-образовательного сообщества страны - открылась докладом президента РСР, ректора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, академика В. А. Садовничего. Основные положения доклада излагаются ниже (URL: https://www. rsr-online. ru/).