ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Архив статей журнала

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМАХ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: ЖАРОВ С. Н. ОБРАЗОВАНИЕ В ПОТОКЕ ПЕРЕМЕН: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ / С. Н. ЖАРОВ. - МОСКВА: КАНОН+ РООИ «РЕАБИЛИТАЦИЯ», 2025. - 256 С.) (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Белозерцев Евгений Петрович

Представлена рецензия на научное издание, посвященное философскому анализу образования в потоке современных изменений. В рецензии предпринимается попытка целостно рассмотреть философский анализ, который опирается на многообразные классические и современные источники, выделяя отдельные идеи и положения, наиболее интересные для преподавателя вуза. Кроме того, содержатся размышления об отечественном образовании и педагогике автора рецензии как реакция на прочитанную монографию.

Сохранить в закладках
К ОСНОВАМ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Н. И. ПИРОГОВА КАК НАВИГАТОР В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ) (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: КОЗЛОВ В. В.

В статье представлен взгляд на современное состояние студенческой молодежи и обозначена важность патриотического и гражданского воспитания обучающихся в вузах России. Особое внимание уделено базовым установкам педагогической концепции Н. И. Пирогова, которые связаны с воспитанием не столько узкого специалиста в той или иной профессиональной области, сколько с развитием личности студента как ответственного гражданина Отечества. Преодоление негативных тенденций в современном российском образовании сопряжено с возвращением к фундаментальным основам русской педагогической традиции, ярким представителем которой является Н. И. Пирогов.

Сохранить в закладках
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИЗУЧЕНИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: СЛИНЬКО А. А.

В начале XXI в. в Воронежском государственном университете активизировалось изучение политических и социально-экономических особенностей развития латиноамериканского региона во взаимодействии с Институтом Латинской Америки РАН и другими научными и образовательными учреждениями. Научные исследования позволили российским ученым адекватно представить новые феномены социально-политической жизни стран Латинской Америки. Сотрудничество в рамках международных организаций дает возможность переосмыслить в образовательном процессе и в ходе научных исследований взаимодействие России и Латинской Америки в разных сферах экономической, политической и социальной жизни.

Сохранить в закладках
ДОЧЕРИ НАУКИ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ЯКУШКИНА Е. И.

Статья посвящена женщинам - преподавателям Воронежского государственного университета, которые работали в условиях эвакуации в годы Великой отечественной войны. Рассматривается их значимый вклад в сохранение интеллектуального капитала в военный период, продолжение научных исследований, организацию образовательного процесса в эвакуации, а также послевоенная деятельность в университете.

Сохранить в закладках
СВЯЗЬ ГРУППОВОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП) (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ЧЕРНЯВСКАЯ К. А.

В статье раскрываются основные направления исследования групповой самоэффективности, необходимые для формирования целостных научных представлений о феномене самоэффективности: содержательное различение понятий групповой и личностной самоэффективности; выделение основных групповых параметров, связанных с самоэффективностью группы; уточнение характера соотношения групповой и личностной самоэффективности. Приведены результаты пилотажного эмпирического исследования связи между этими формами самоэффективности.

Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ФРОЛЕНКОВА И. Ю.

В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию ценностных основ мировоззрения личности в контексте современных социокультурных изменений. Автор акцентирует внимание на ведущих идеях научных школ Российской академии образования, влияющих на парадигмальную стратегию развития научных представлений о формировании ценностных ориентаций личности в условиях развития современного образовательного пространства. Анализируются концепции отечественных педагогов и психологов, раскрываются механизмы интеграции ценностей в процесс формирования мотивационной основы направленности личности.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ТРИНИТАТСКАЯ О. Г., Галустян Ольга Владимировна, ЧЕПИГА А. О.

В статье рассматривается проблема здоровьесберегающих технологий в образовательной среде вуза. Подчеркивается значимость их использования в вузе. Анализируется понятие «здоровьесберегающая технология», которое включает в себя широкий спектр методов, направленных на создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и на воспитание культуры здоровья и мотивации к ведению обучающимися здорового образа жизни. Авторы приходят к выводу, что применение здоровьесберегающих технологий способствует созданию не только комфортной и безопасной образовательной среды, но и достижению психологического, физического и социального благополучия студентов.

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ТОЛСТИКОВ В. В.

В статье рассматривается феномен профессиональной надежности в контексте обеспечения успешной и безопасной трудовой деятельности персонала атомных электростанций. Подчеркивается важнейшая роль психологической подготовки будущих работников атомной промышленности, начиная с этапа получения образования в вузе как условия становления и развития не только профессиональных знаний и умений, но и специфических личностных характеристик, составляющих основу надежности.

Сохранить в закладках
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ: ТВОРЧЕСКИЙ МУЛЬТИПРОЕКТ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ «ПОЮ МОЕ ОТЕЧЕСТВО» (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: СТРЕЛЬНИКОВА М. А.

В статье описывается опыт работы по патриотическому воспитанию студентов средствами иностранного языка. Среди форм организации воспитательного процесса предпочтение отдается творческому проекту, обладающему неограниченными возможностями, раскрывающему образовательный и духовный потенциал участников. Осуществление воспитательного проекта на английском языке открывает дополнительные ресурсы для развития языковых и творческих умений и навыков обучающихся.

Сохранить в закладках
КЛЮЧЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Перевозчикова Лариса Сергеевна, Кукоба Василий Дмитриевич, Назаренко Ксения Сергеевна

Цель исследования - рассмотреть концепцию Четвертой промышленной революции (4IR), предложенную Клаусом Швабом для описания текущей трансформации техносферы, характеризующейся сочетанием цифровых, физических и биологических систем, определить вызовы высшему образованию в условиях новой реальности, сделать выводы о приоритетах развития высшего образования в эпоху 4IR. В статье анализируются изменения системы высшего образования и ставятся вопросы о том, как университеты должны проводить обучение в эпоху 4IR. Некоторые из этих вопросов требуют технологических ответов, другие представляют философский вызов, поскольку касаются этики, ценностей и смыслов.

Сохранить в закладках
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ОТРАСЛИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ОРЕШКИНА А. К., МИРОНЕНКОВА О. Л.

В контексте социокультурного и экономического развития общества представлены концептуальные основы опережающего образования, отвечающего требованиям подготовки специалиста для высокотехнологичных отраслей экономики. Опережающее образование выступает одной из ведущих идей научной школы академиков РАО С. Я. Батышева и А. М. Новикова «Профессиональная педагогика. Теория непрерывного образования», базируется на необходимости подготовки квалифицированных специалистов для стремительно развивающихся отраслей экономики, научнотехническая подготовка которых соответствует востребованному уровню профессионального и личностного развития.

Сохранить в закладках
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО РОЖДЕНИЯ У ПЕДАГОГОВ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Лисова Екатерина Николаевна

В статье рассматривается психическое здоровье и ментальная репрезентация собственного рождения у педагогов, связи и различия между их особенностями и уровнями в целом, а также у преподавателей вузов и учителей школ. Установлено, что психическое здоровье более выражено у преподавателей вузов, чем у школьных учителей. Отсутствует прямая связь между психическим здоровьем и ментальной репрезентацией собственного рождения. Но конструктивная ментальная репрезентация собственного здоровья у учителей встречается чаще, чем у преподавателей.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →