Архив статей журнала
Рассматривается зарождение дискуссий о городской культуре досуга в СССР и его предназначении в контексте новой идеологии в первое послереволюционное десятилетие. Особенный акцент делается на эволюции самих представлений о понятиях отдыха, досуга и развлечений, использования свободного времени в контексте идей о контроле над рабочим временем и экспериментах с календарем. Что такое время досуга рабочего и зачем нужен отдых? Свободное время так называемого нового советского человека понимается через дихотомию времени отдыха - времени труда. Появляются критерии «правильного», социально одобряемого досуга: полезность, коллективность, классовость, разумность, организованность. В соответствии с ними кинематограф в системе культурной иерархии 1920-х гг. определяется нами как популярное место городских развлечений и как важнейший идеологический инструмент. Если рассматривать поход в кинотеатр как социальное явление, то в раннесоветском дискурсе кино - это «неправильный» досуг. Постепенное изучение ценности кинематографа для зрителей путем анкетирования, различных уровней дискуссий о «новом советском зрителе», природе конкуренции рабочих клубов и кинотеатров, принятии потребности в «безыдейном» досуге привело к смягчению оценки кинематографа как формы досуга. Механистическое понимание отдыха как процесса восстановления сил в первые годы сразу после Гражданской войны постепенно вытесняются превалирующим представлением о свободном времени как времени для учебы и саморазвития. К концу десятилетия почти нивелируется прямое противоречие между теорией и практикой в оценке допустимости “развлекательности” досуга и самый популярный вид такого отдыха, поход в кино, становится гораздо более приемлемым социальным явлением.
В Черкесском султанате власть принадлежала выходцам из военной среды, эмиры - командиры мамлюкской армии - составляли костяк политической элиты, а армия была опорой и гарантом авторитета правителя. Особое место в структуре этой армии занимал корпус военных рабов, купленных и воспитанных султаном, - джулбан. Стремление султанов укрепить позиции собственного дома приводило к тому, что джулбан давалось все больше и больше привилегий. Пользуясь почти полной безнаказанностью, джулбан терроризировали жителей Каира, чиновников мамлюкской администрации, более того, нападали на эмиров. К середине XV в. подразделение джулбан стало проявлять себя как дестабилизирующая сила, негативно влиявшая на авторитет султана и состояние мамлюкской армии, утрачивавшей единство. Вместе с тем нединастийная система престолонаследия показала устойчивость как к попыткам основания династий, в которых активную роль играли джулбан, так и к попыткам самих джулбан выдвинуть на престол своего предводителя. На основе арабских источников XV - начала XVI в., а также исследований российских и зарубежных ученых, посвященных армии и политическому устройству Султаната мамлюков, в статье анализируются постепенные изменения, происходившие в статусе и системе обеспечения корпуса джулбан, рост политической активности этого армейского подразделения в период политического кризиса 1467-1468 гг., отягощенного ведением активных боевых действий на сирийских границах, и падение дисциплины в рядах джулбан, которое стало одним из факторов, определивших поражение мамлюков в ходе противостояния с османами.