Архив статей журнала
Цифровая трансформация экономики, протекающая в последние годы, демонстрирует абсолютно новые возможности для региональной и мировой экономики. Цель статьи - исследовать тенденции и будущие возможности развития электронной коммерции в условиях диджитализации бизнеса. Для логичного исследования были изучены подходы к дефинициям электронная коммерциализация, под которой авторы понимают способ торговли, осуществляемый с использованием информационных систем, и диджитализация - процесс трансформации обычного бизнеса посредством внедрения новейших цифровых технологий. Рассмотрена и проанализирована актуальная статистика за последние пять лет мировой и региональной экономики в сфере электронной торговли по ключевым показателям: численность населения территории, количество интернет-пользователей, доля продаж онлайн-операций в общем объеме продаж страны, объемы электронной розничной продажи, доля электронной коммерции в розничных продажах, доход от розничной электронной коммерции основных игроков, ключевые маркетплейсы. Определены основные тенденции, с которыми сталкиваются онлайн-магазины, бизнес, покупатели и другие участники рынка электронной коммерции. К ключевым тенденциям авторы относят следующие: постоянный рост конкуренции между мировыми игроками, странами и регионами внутри страны, быстрое развитие и диджитализация технологий, изменение постоянно растущего потребительского спроса и изменение востребованности секторов онлайн-операций, лидерство по объемам продаж в сети Интернет принадлежит Китаю и другие тенденции. Авторами обобщены основные тренды и тенденции современного диджитализированного рынка электронной торговли, построена и охарактеризована мировая и региональная динамика е-коммерции за последние пять лет.
Результаты различных исследований и мониторингов пользовательской активности молодежи свидетельствуют о снижении популярности социальной сети «ВКонтакте» в этой группе. В статье дана интерпретация изменения медийных предпочтений студенческой молодежи с позиции теории социального капитала Р. Патнэма. Исследовательский вопрос работы: заинтересованы ли студенты развивать собственный социальный капитал, используя «ВКонтакте»? Сбор данных выполнен методами онлайн-анкетирования ( n =195) и личного полуформализованного интервью ( n =14) со студентами БФУ им. И. Канта и НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Результаты анкетирования подтвердили выводы других исследователей: «ВКонтакте» не является ни основным источником информации и коммуникации, ни социально значимым ресурсом как минимум для половины опрошенных студентов. Показано, что студенческая молодежь использует «ВКонтакте» в первую очередь для поддержания имеющихся связей, развивая тем самым преимущественно связующий социальный капитал. Подтверждена гипотеза о взаимосвязи низкой мотивации пользователя и воспроизводством связующего социального капитала. Результаты глубинных интервью выявили негативные коннотации, присущие «ВКонтакте», которые обусловлены спектром личностных, социальных и платформенных особенностей. Установлено, что опыт использования, социальное давление и общественное мнение являются основными факторами, которые определяют отношение к «ВКонтакте» в студенческой среде. Важным выводом исследования является установление российской специфики формирования социального капитала в крупной социальной сети: если исследования зарубежных авторов демонстрировали положительную корреляцию с соединяющим социальным капиталом, то в отношении «ВКонтакте» обнаружена сильная связь со связующим капиталом. В заключение приведены методологические ограничения, являющиеся условиями верификации полученных результатов.