Архив статей журнала
Актуальность исследования вопросов локализации производства обусловлена тем, что современные вызовы (санкции и состояние экономики) определяют необходимость принятия и реализации эффективных мер политики импортозамещения. Локализация производства является важным аспектом стратегии экономического развития, обеспечивая суверенитет и устойчивость экономики, способствуя не только сокращению рисков, связанных с внешней зависимостью, но и поддержке развития отраслей промышленного сектора. Цель статьи заключается в исследовании основных тенденций локализации производства электрического оборудования в рамках политики импортозамещения. Задачи исследования состоят в систематизации подходов к локализации производства, анализе перспективных направлений локализации производства электрического оборудования. В качестве методов исследования использовались методы сравнительного и статистического анализа, индукции и дедукции. Выявлено, что в современных условиях локализация выступает необходимым инструментом ипортозамещения в рамках реализации промышленной политики, при этом разработанные механизмы государственной поддержки повышают потенциал развития производства для компаний, локализирующих свою продукцию. Сделан вывод, что в рамках политики импортозамещения возможна диверсификация экономики, в том числе за счет локализации производства. Однако снижение зависимости от импорта должно стать краткосрочной целью внутреннего инфраструктурного роста, стратегический фокус должен быть сосредоточен на согласовании политики открытой экономики с диверсификацией промышленного потенциала с целью увеличения экспорта в долгосрочной перспективе. Полученные в процессе исследования результаты позволили авторам сформулировать теоретические и практические рекомендации, направленные на формирование стратегического понимания процессов локализации производства электрического оборудования.
С 2021 г. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации занимаются разработкой региональных планов адаптации к изменениям климата. Утвержденные документы отличаются неоднородными качественными и количественными характеристиками: в то время как одни субъекты заложили в планы несколько десятков, отвечающих на местные климатические риски, другие субъекты ограничились формальным внесением кратно меньшего числа мероприятий, зачастую формальных или вообще не имеющих прямого отношения к реализации климатической адаптационной политики. Для эффективного регионального развития и защиты населения, хозяйства, ландшафтов от изменений климата необходима реализация типовых (операционных) и уникальных проектов, в том числе таких отраслях, как водное хозяйство, лесное хозяйство, строительство, энергетика. Выполнение различных работ требует привлечения бюджетных и/или внебюджетных средств, расходуемых в том числе на приобретение (аренду) техники, оборудования, материалов и конструкций, лишь часть из которых может быть произведена и поставлена отечественными предприятиями. В условиях колоссального санкционного давления важной задачей становится определение уровня импортозависимости адаптационных мероприятий: оно необходимо как с точки зрения определения актуальных и перспективных направлений поддержки отечественного бизнеса, так и с точки зрения оценки перспектив фактической реализации региональных планов и дальнейшего их развития. Установлено, что в настоящее время разнообразные типичные адаптационные мероприятия и проекты в климатоуязвимых отраслях экономики могут быть реализованы только с задействованием импортируемой продукции.