Архив статей журнала
Рассмотрены проблемы и перспективы развития инновационной и интегративной медицины в Республике Бурятия, выявленные на основе проведенных автором социологических исследований. Необходимость такого исследования обусловлена малым количеством внедренных инновационных и интегративных проектов в здравоохранении Республики Бурятия по сравнению с другими регионами и недостаточной оценкой эффективности внедряемых технологий со стороны региональных органов управления здравоохранением. Выявлены изъяны организационно-методической работы регионального министерства здравоохранения по содействию инновационному развитию подведомственных медицинских организаций и внедрению медицинских инноваций. Предложено осуществлять мониторинг инновационной деятельности и реализуемых проектов медицинских организаций региона с использованием комплексных социолого-экономических методик. Дана оценка деятельности Центра ядерной медицины как медицинской организации инновационного типа, оказывающей высокотехнологичную медицинскую помощь и Центра восточной медицины как медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь на основе интегративных методов лечения и реабилитации. Определены перспективные инновационные проекты, наиболее востребованные для регионального здравоохранения: совместный с ПАО «Сбербанк» проект «Цифровой ФАП» и система принятия врачебных решений «Электронный клинический фармаколог, апробируемая в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко». Представлена экспертная оценка внедрения инновационных технологий диагностики и лечения в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко». Сформулированы для регионального министерства здравоохранения и профильных медицинских организаций научно-практические рекомендации по внедрению инновационных и интегративных технологий в региональное здравоохранение с учетом передового мирового и российского опытов.
Представлен обзор наиболее значимых инновационных методов, форм и принципов обучения, применяемых в современных школах, и осмысление проблем, связанных с необходимостью их применения, внедрением в образовательный процесс, а также их эффективностью. Рассмотрены актуальные инновационные методы обучения, распространенные в современной школе и других образовательных и воспитательных учреждениях. Обобщен ряд тенденций в образовании, возникших в условиях современных вызовов, включая пандемию COVID-19 и всеобщую цифровизацию образования. Представлены новые теоретические подходы к оценке качества образовательного процесса, показана связь содержания образования с социально-экономическими тенденциями. Особое внимание уделено компенсации образовательных пробелов, возникших из-за перехода на дистанционное обучение, и включению недостающих компонентов в учебные программы. Рассмотрен вопрос о значении формирования у учащихся критического мышления как неотъемлемого элемента современного образования. Приведены варианты совмещения разных инновационных форм обучения, в частности, гибридное и смешанное обучение. Представлено обоснование необходимости метапредметного подхода к любым формам образовательного процесса. Обращено внимание на проблему квалификации педагогов и их роли в образовательных процессах в связи с изменившимися условиями, которые диктуют как внешние факторы, так и внутренние сложности в системе образования, связанные с повсеместной цифровизацией и необходимостью своевременной переподготовки кадров. Проведен всесторонний обзор современных вызовов в образовательной сфере и теоретически обоснована необходимость внедрения инновационных подходов для успешного развития образования и общества в целом.