Архив статей журнала
Обоснован научный подход к разработке методологии исследования устойчивого развития региональных социо-эколого-экономических систем. Описан вклад в ее формирование системного, эволюционного и функционально-ориентированного подходов. Рассмотрены достоинства, недостатки и ограничения данных методологических подходов к научному описанию исследуемых объектов. Систематизированы взгляды исследователей на уровни иерархической структуры социально-экономических систем. Отмечена целенаправленность поведения системы и наличие «входов» в виде необходимых ресурсов и «выходов» в виде результатов, на которые направлена региональная политика в области устойчивого развития. Предложение автора, имеющее научную новизну, заключается в комплексном рассмотрении региона как открытой, динамической системы мезоуровня, обладающей целостностью, взаимосвязанностью элементов и другими системными свойствами, проявляющимися при их взаимодействии и оказывающих влияние на функционирование систем других уровней (макро-, микро- и т. д.), эволюционно изменяющихся во времени, учитывающих глобальную, национальную и региональные стратегии устойчивого развития. Предложенная методология является интегративной по ряду оснований: 1) предусматривает локализацию ЦУР с глобального до регионального уровня; 2) учитывает взаимодействие социальной, экологической, экономической и институциональной подсистем; 3) предполагает взаимосвязь науки, управления и гражданских инициатив. При этом ключевым интегратором являются цели устойчивого развития ООН. Данная методология является логической основой для дальнейшей разработки методического инструментария, диагностирующего количественные и качественные процессы позитивных изменений региональных систем и позволяющего прогнозировать их дальнейшее состояние в контексте устойчивого развития. В этом заключается ее практическая значимость и применимость в прикладных целях.
Новые регионы Российской Федерации (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская и Запорожская области) обладают значимым социально-экономическим потенциалом. Суммарная площадь этих территорий достигает 110 тыс. км2, а численность населения составляет примерно 8 млн чел. На данный момент продолжение на их территории специальной военной операции и только начавшийся процесс интеграции в российскую экономику не позволяет точно оценить состояние их социально-экономического развития, однако доступные статистические данные делают возможным оценку их потенциала. Целью данного исследования является анализ социально-экономических показателей новых регионов Российской Федерации с целью оценки возможностей их развития. Поскольку интеграция регионов в единое статистическое пространство нашей страны началось только в 2023 г., социальные и экономические показатели развития оценивались по данным Государственной службы статистики Украины по состоянию на начало 2022 г. Анализ статистических данных показал достаточно высокий уровень экономической активности в Донецкой Народной Республике и Запорожской области, что обусловлено развитым на их территории промышленным производством. В целом динамика социально-экономических показателей продемонстрировала значимое отставание по уровню развития регионов в составе государства Украина от среднероссийских показателей, что является следствием неэффективной политики правительства. Новые регионы РФ имеют значительный экономический потенциал и трудоспособное население, которое стремится работать и развивать свои навыки. Для их восстановления и развития принята Программа развития новых регионов РФ, которая уже сегодня демонстрирует свои результаты.
С 2021 г. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации занимаются разработкой региональных планов адаптации к изменениям климата. Утвержденные документы отличаются неоднородными качественными и количественными характеристиками: в то время как одни субъекты заложили в планы несколько десятков, отвечающих на местные климатические риски, другие субъекты ограничились формальным внесением кратно меньшего числа мероприятий, зачастую формальных или вообще не имеющих прямого отношения к реализации климатической адаптационной политики. Для эффективного регионального развития и защиты населения, хозяйства, ландшафтов от изменений климата необходима реализация типовых (операционных) и уникальных проектов, в том числе таких отраслях, как водное хозяйство, лесное хозяйство, строительство, энергетика. Выполнение различных работ требует привлечения бюджетных и/или внебюджетных средств, расходуемых в том числе на приобретение (аренду) техники, оборудования, материалов и конструкций, лишь часть из которых может быть произведена и поставлена отечественными предприятиями. В условиях колоссального санкционного давления важной задачей становится определение уровня импортозависимости адаптационных мероприятий: оно необходимо как с точки зрения определения актуальных и перспективных направлений поддержки отечественного бизнеса, так и с точки зрения оценки перспектив фактической реализации региональных планов и дальнейшего их развития. Установлено, что в настоящее время разнообразные типичные адаптационные мероприятия и проекты в климатоуязвимых отраслях экономики могут быть реализованы только с задействованием импортируемой продукции.
Проведен анализ для десяти регионов с низким уровнем социально-экономического развития, отобранных Правительством Российской Федерации в 2019 г. Подчеркнута важность развития инфраструктуры для социально-экономического развития региона, создания благоприятной инвестиционной среды. Исследована эффективность реализации региональных документов стратегического планирования социально-экономического развития исследуемых регионов. Отмечено снижение инвестиций в основной капитал в депрессивных регионах от среднероссийского уровня. Рассчитан децильный коэффициент валового регионального продукта (ВРП) и инвестиции на душу населения. Выявлено значительное увеличение разрыва по ВРП отстающих регионов от развитых, а также разрыва инвестиций в основной капитал с ВРП на душу населения как негативный тренд. Дана оценка инфраструктурного потенциала по методике Плисецких. Выявлено, что большинство проблемных регионов имеют более низкий по сравнению со средним по стране уровень развития инфраструктурного потенциала, что свидетельствует о значительных территориальных различиях в инфраструктурной обеспеченности российской экономики. Проанализированы некоторые показатели производственной, рыночной и социальной инфраструктуры десяти регионов. В депрессивных регионах отмечен низкий уровень рыночной и производственной инфраструктуры, активное развитие автомобильных дорог, низкая обеспеченность жильем и жилищных условий, более высокие показатели в здравоохранении. Сделан ряд выводов о низкой эффективности стратегического планирования в регионах с низким уровнем социально-экономического развития, усиливающейся региональной неоднородности, которую не решить и в долгосрочной перспективе, низком уровне инфраструктурного потенциала, не позволяющем в полной мере привлечь инвестиции в регион и способствовать его устойчивому развитию.