Архив статей журнала
Моделирование деятельности организации способствует обеспечению ее долгосрочных конкурентных преимуществ. Наиболее распространенными являются модели по видам деятельности: стратегия, структуры, процессы, проекты, изменения. Развитие моделей идет в направлении комбинаторики и увеличения количества учитываемых факторов. Интегрированные модели позволяют обеспечить комплексный (экосистемный) подход к управлению организацией. В рамках данной статьи обоснована логика формирования многофакторной интегрированной модели управления организации, учитывающей достижения в области управления изменениями, управления процессами, управления стратегией, управления проектами, управление технологиями, управления инновациями. Учтены тренды, зафиксированные в концепции «Менеджмент 2.0». В качестве основного фактора успешности применения данной модели является развитая корпоративная культура организации. Процессный подход к управлению предполагает использование модифицированного Перечня процессов международной бенчмаркинговой палаты. Проектный подход предполагает использование традиционного каскадного управления. В модели заложено несколько вариантов производственных концепций, включая LEAN, QRM, Agile. Соответствующая корпоративная культура организации предполагает развитие лидерства, команд, креативности, наставничества. В основе каждого конкретного шага по развитию лежит Инициирующий импульс изменений. Основная задача корпоративной культуры с позиции устойчивого развития организации является обеспечение непрерывного потока Инициирующих импульсов изменений, их оценка и реализация. Оценка прогресса в развитии организации осуществляется в рамках интегрированной модели на основе подхода EFQM-2020 по схеме «целеполагание - действия - результаты». Применимость разработанной многофакторной интегрированной модели управления продемонстрирована на примере процессно-ориентированной компании ПАО «ПНППК». В компании используются современные методологии и системы управления, в том числе QRM, LEAN; функционирует корпоративная информационная система управления от уровня стратегического управления компанией до операционного цехового уровня. На основе модели показано, что, несмотря на высокие экономические достижения, в компании имеются существенные резервы по повышению эффективности ее деятельности.