Архив статей журнала
Актуальность исследования установок общества в отношении предпринимательства на современном этапе обусловлена необходимостью преодоления социокультурного кризиса и активации внутренних социальных, институциональных факторов для выхода на траекторию роста. Теоретическим фундаментом исследования служат разного рода социально-экономические концепты, а методическим инструментарием - социологические методы. Цель исследования - выявить и сопоставить образ предпринимателя в глазах общества и характеристики бизнесмена, которые способствуют/препятствуют социально-экономическому развитию. Выводы статьи базируются на результатах социологических исследований, проведенных авторами в 2017-2023 гг. среди представителей российского малого и среднего бизнеса, а также школьников, студентов экономического университета и совершеннолетнего молодого населения Свердловской области. В ходе основного исследования в 2023 г. авторами выявлено позитивное отношение школьников и родителей к занятию бизнесом, что может являться основой для формирования мотивации к становлению молодежи предпринимателями в будущем. Положительное отношение (максимальные 5 баллов) поставили 48,3 % школьников и 70,9 % родителей. При этом крайне негативное отношение (минимальный 1 балл) указали 22,6 % школьников и 9,9 % родителей. Говоря об образе бизнесмена, то 34,3 % школьников и 51,6 % родителей считают, что предприниматель - это труженик. Если говорим о бизнесмене как ловкаче, изворотливом человеке, то так считает 22,6 % школьников против 9,9 % родителей. И результаты прошлых социологических исследований социологической лаборатории УрГЭУ показали, что позитивный образ предпринимателя прочно укоренился среди молодых людей 18-30 лет, молодых предпринимателей и представителей малого и среднего бизнеса.
Представлен обзор наиболее значимых инновационных методов, форм и принципов обучения, применяемых в современных школах, и осмысление проблем, связанных с необходимостью их применения, внедрением в образовательный процесс, а также их эффективностью. Рассмотрены актуальные инновационные методы обучения, распространенные в современной школе и других образовательных и воспитательных учреждениях. Обобщен ряд тенденций в образовании, возникших в условиях современных вызовов, включая пандемию COVID-19 и всеобщую цифровизацию образования. Представлены новые теоретические подходы к оценке качества образовательного процесса, показана связь содержания образования с социально-экономическими тенденциями. Особое внимание уделено компенсации образовательных пробелов, возникших из-за перехода на дистанционное обучение, и включению недостающих компонентов в учебные программы. Рассмотрен вопрос о значении формирования у учащихся критического мышления как неотъемлемого элемента современного образования. Приведены варианты совмещения разных инновационных форм обучения, в частности, гибридное и смешанное обучение. Представлено обоснование необходимости метапредметного подхода к любым формам образовательного процесса. Обращено внимание на проблему квалификации педагогов и их роли в образовательных процессах в связи с изменившимися условиями, которые диктуют как внешние факторы, так и внутренние сложности в системе образования, связанные с повсеместной цифровизацией и необходимостью своевременной переподготовки кадров. Проведен всесторонний обзор современных вызовов в образовательной сфере и теоретически обоснована необходимость внедрения инновационных подходов для успешного развития образования и общества в целом.