Архив статей журнала
В статье анализируются цифровые механизмы обращения граждан Российской Федерации в органы власти и местного самоуправления. Автор устанавливает, что степень распространения электронных государственных услуг обусловлена региональной спецификой. Отдельный акцент делается на соответствии цифровизации государственного сектора национальным целям развития Российской Федерации до 2030 года.
В статье предпринята попытка провести комплексный анализ влияния цифровой среды, платформенных решений и алгоритмов на общественно-политическую сферу общества. На основе интерпретационного анализа автор проводит оценку функционирования демократии в самом широком смысле. На основе анализа результатов социологического исследования в ведущих странах мира выявлена неудовлетворенность работой институтов демократии. Исследование автора позволяет констатировать, что цифровая среда, воздействие зарубежных медиаконгломератов способны не только оказывать влияние на индивидуальные запросы и медиапотребление пользователей социальных сетей, но и формировать общественные установки, оказывать давление на процесс функционирования политических институтов.
В настоящей статье представлен обзор классических концепций легитимности избирательного процесса в контексте цифровизации общественно-политической сферы, рассмотрены различные векторы исследований с опорой на наиболее распространенные в современной политической науке методологические подходы. Автор определяет как устойчивость их базовых принципов, так и возможность донастройки в целях практического применения для исследования актуальных политических явлений, порождаемых цифровой эпохой, включающих онлайн-голосование и иные технологии, расширяющие возможности волеизъявления граждан.
В статье анализируется российский опыт использования цифровых технологий в партийном строительстве. Установлено, что, несмотря на недостаточную степень эффективности создания цифровых партий с нуля, цифровые технологии активно внедряются в деятельность российских партий на систематическом уровне. Отдельный акцент производится на опыте цифровизации политической партии «Единая Россия».
В статье предприняты попытки проанализировать потенциал воздействия искусственного интеллекта на политический процесс, раскрыть проблематику синтеза цифровых технологий, современных достижений в сфере искусственного интеллекта на политические институты и процессы. В статье раскрывается амбивалентность понимания искусственного интеллекта, представлены основные направления управления искусственным интеллектом в контексте политического процесса, обобщаются функции управления рисками внедрения искусственного интеллекта в политический процесс. В статье констатируется неизбежность влияния разрабатываемых опережающими темпами технологий искусственного интеллекта на общество, процесс политического участия, институты гражданского общества. В статье на примере зарубежного опыта выявлются риски имплементации искусственного интеллекта в социально-политические процессы, определяются возможные направления развития ИИ для включения в публичную сферу и политический процесс, влияния ИИ на процесс демократизации общества.
В статье показаны особенности организации коммуникации органов местного самоуправления и населения в условиях ускоренной цифровизации, основные рамки которой были заложены в федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Авторы рассматривают эффективную коммуникацию как один из факторов легитимации местного самоуправления, показателем которого выступает доверие. Контент-анализ сайтов и страниц местных администраций в социальных сетях позволил сделать вывод, что форсированное создание интернет-ресурсов пока не привело к повсеместному качественному обмену информацией между властью и обществом. Исследование выявило несущественные региональные различия в плане функционирования официальных сайтов и страниц в социальных сетях муниципальных органов власти. Опираясь на эмпирические данные всероссийского мониторинга о динамике уровня доверия к местной власти, авторы делают вывод, что доверие к местной власти коррелирует с оценками уровня развития МСУ в стране. При этом коммуникация между властью и населением как механизм легитимации МСУ оценивается как низкоэффективная.
Актуальность исследования определяется все возрастающим вниманием общества к роли массмедиа, СМИ, их функционированию в условиях цифровизации и сетевизации политического процесса. Исследования политического дискурса массмедиа раскрывают комплекс проблем ожиданий общества от демократических процедур, роли политических институтов и государства, рефлексию органов публичной власти на вызовы, стоящие перед обществом. Влияние цифровизации на публичную сферу, институты гражданского общества значительно так же, как и влияние социальных сетей на политические и электоральные процессы. Своей целью в статье авторы видят обобщение и раскрытие феномена политического параллелизма в условиях плюрализма мнений и цифровизации публичной сферы. Методами и методологией исследования являются общенаучные методы синтеза и анализа, структурно-функциональный анализ политического процесса, подверженного влиянию цифровых технологий. На примере зарубежного опыта авторы анализируют проблемный дискурс влияния средств массовой информации на раскрытие идеологических позиций политических партий, лидеров, их возглавляющих, констатируя пристрастность СМИ в формах и средствах подачи информации.
В статье анализируются тенденции и особенности трансформации политического представительства в Российской Федерации в условиях процесса цифровизации, распространившегося на политическую сферу. Автор отмечает, что проникновение в деятельность политических партий и парламентариев цифровых технологий способствует повышению эффективности их работы и коммуникации с потенциальным электоратом, и отдельное внимание уделяет вопросу интернет-активности политических партий и политических деятелей.