Архив статей журнала
Процесс цифровизации государственного управления и цифровой экономики в развитых и развивающихся странах становится одним из ключевых факторов суверенности и стабильности государства, технологической и информационной основой эффективности внутренней и внешней политики, его национальной безопасности. В статье рассматриваются процессы цифровизации государственного управления, продвижение искусственного интеллекта (ИИ), больших данных (БД) и других инноваций в цифровой экономике на примере трех ведущих государств Восточной Азии: Республики Корея (РК), Японии и Китая (КНР). На основе выборочного анализа отдельных цифровых компонентов национальных цифровых моделей автор выявляет ключевые компоненты процессов цифровизации в данных страновых опциях и анализирует их уровень и эффективность функционирования, а также специфические особенности и «узкие места», присущие каждой из моделей. Методологически бо́льшую часть цифровых проектов можно свести к понятию «государственные цифровые платформы» (ГЦП), критерии оценки которых связаны со снижением издержек госрегулирования, динамичным обновлением и анализом цифровых профилей и др. Проецируя общие и специализированные индексы на цифровые реалии указанных государств, в статье определяется «цифровое место» каждого из государств в тройке экономических лидеров Восточной Азии.
Статья посвящена изучению процесса цифровизации в странах Северной Европы: Швеции, Дании, Финляндии и Норвегии, – которые занимают ведущие места в этой сфере в Европе. Актуальность этой темы несомненна, поскольку цифровизация непрерывно продолжается и углубляется. Швеция – самая крупная страна региона, поэтому наибольшее внимание уделено именно ей, а остальные страны сравниваются с ней. Внимание автора сосредоточено на особенностях этого процесса в настоящее время – в 2020‑х годах. В статье рассматриваются процессы, начавшиеся в этих странах в последнее пятилетие, они в значительной степени отличаются друг от друга и происходят в разных областях. Цель работы – показать уровень цифровизации в северных странах. Задачи работы – продемонстрировать, какие меры проводятся в каждой конкретной стране за последние 5 лет. Цифровизацией называют внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни человечества: от повседневного быта до бизнеса, медицины и государственного управления. Рассматриваются формы и динамика цифровизации в северных странах. При этом основное внимание уделяется индексу DESI, который разрабатывался Европейской комиссией, оценивал страны с точки зрения цифровой компетенции, распространения широкополосных и мобильных сетей, использования цифровых услуг в бизнесе и обществе, а также использования общедоступных цифровых услуг. В 2014–2022 гг. он подводил итоги по цифровому развитию стран ЕС в целом и по странам. С 2023 г. в соответствии с Программой политики цифровой экономики до 2030 г. он вошел в отчет о состоянии цифровой экономики. В этом отчете рассматривается прогресс ЕС в области цифровой трансформации по 4 ключевым направлениям: цифровой инфраструктуре, цифровым навыкам, цифровизации государственных услуг и цифровизации бизнеса. Рассматриваются также такие ключевые факторы и проблемы, как текущая геополитическая парадигма, сложный экономический контекст, влияние новых технологий, таких как генеративный искусственный интеллект, и их воздействие на конкурентоспособность. В соответствии с этими показателями в последние годы все страны Северной Европы находятся в пятерке лидеров. Во всех этих странах приняты различные стратегии развития цифровизации. Так, в Швеции наибольшее внимание уделяется обеспечению домашних хозяйств и фирм доступом к широкополосному Интернету, распространению цифровых технологий среди граждан, фирм и в правительстве, совершенствованию навыков в области цифровой трансформации, укреплению цифровой безопасности страны и т. д. Все северные страны продолжают сохранять ведущие позиции в процессе цифровизации в Европе.