Архив статей журнала

Выход США из ЮНЕСКО при первой администрации Д. Трампа: многоуровневый анализ (2025)
Выпуск: Том 18, №2 (2025)
Авторы: Авдеев Богдан Алексеевич

Статья посвящена проблеме участия США в ЮНЕСКО при первой администрации Д. Трампа. Продвигая на официальном уровне образ гаранта мирового порядка и активного игрока в рамках многосторонних институтов, Соединённые Штаты тем не менее чаще других государств прибегали к резким внешнеполитическим шагам, оказывая на международные организации существенное давление для достижения своих национальных интересов. Эта амбивалентность наиболее ярко проявилась в политике США по отношению к ЮНЕСКО, которая является неотъемлемой частью системы Организации Объединённых Наций (ООН) и вносит значительный вклад в решение глобальных вопросов современности. Целью настоящего исследования является прояснение логики формирования американской внешнеполитической позиции по отношению к этой организации и – шире – к ООН при первой администрации Д. Трампа. Для этого необходимо ответить на исследовательский вопрос о причинах, побудивших американское руководство прекратить членство в ЮНЕСКО. Решению этой задачи служит методология многоуровневого анализа международных конфликтов, предложенная К. Уолтцем. В результате исследования было установлено, что системные факторы (обострение межгосударственного соперничества в рамках системы ООН и кризис неолиберальной модели глобализации) обусловили нарастание конфликтогенного потенциала в отношениях США и ЮНЕСКО. Вместе с тем они оказались малосодержательными с точки зрения объяснения резкого дипломатического шага администрации Д. Трампа, направленного на прекращение членства в организации. Особое внимание уделено переменным на первом уровне анализа, а именно прагматичному подходу 45‑го президента и его ближайшего окружения, готовых при любой удобной возможности пересмотреть в одностороннем порядке невыгодные «сделки», тем более если те в том или ином виде ущемляли интересы Израиля. Выявлены вмешивающиеся переменные на втором уровне анализа, позволившие уточнить, почему, несмотря на «систему сдержек и противовесов», республиканской администрации удалось почти беспрепятственно принять решение о прекращении членства в ЮНЕСКО.

Сохранить в закладках
Эволюция стратегии цифровизации в Республике Корея (2025)
Выпуск: Том 18, №2 (2025)
Авторы: Федоровский Александр Николаевич

Проводимый в 2020‑е годы в Республике Корея (РК) курс на цифровизацию экономики и общественной жизни отвечает общей стратегии опережающего инновационного развития, призванного сохранить поступательную динамику и обеспечить стабильное качество роста и высокие стандарты уровня жизни населения. При этом концепция цифровой трансформации страны реализуется достаточно последовательно. Смена правящей администрации допускает корректировку стратегии цифровизации, но не приводит к отказу от нее или кардинальному изменению содержания начатого процесса. Принципиальной особенностью долгосрочного плана действий стала увязка стратегической программы цифрового перехода с курсом на создание зеленой экономики. Серьезным лимитирующим фактором экономического развития Республики Корея на долгосрочную перспективу становится хронический дефицит трудовых ресурсов, вызванный последствиями демографических проблем. Одним из решений означенной проблемы видится расширение применения роботов в промышленном производстве и сфере услуг. Потребность обеспечения конкурентных преимуществ побуждает придать дополнительный импульс разработкам квантового компьютера и искусственного интеллекта (ИИ). Ключевые проекты цифровизации включают в себя отрасли, непосредственно улучшающие качество жизни, прежде всего здравоохранение, образование, культуру, а также экологию и индустрию обеспечения комфортного проживания. Достижение поставленных задач подразумевает опережающее развитие информационных технологий (ИТ) на основе развития научного и промышленного потенциала. Взаимодействие с иностранными производителями и потребителями высокотехнологичной продукции является важным аспектом стратегии южнокорейских разработчиков и производителей. В числе внешних партнеров заметную роль играют американские, европейские и японские корпорации. Вместе с тем приоритетное значение в последние годы отдается выходу на рынок КНР и кооперации с китайскими компаниями. Кроме того, растет внимание к взаимодействию с новыми партнерами, в том числе со странами АСЕАН, а также с Индией.

Сохранить в закладках
Южная и Юго-Восточная Азия в формирующемся полицентрическом мире: сопряжение политики и экономики (2025)
Выпуск: Том 18, №1 (2025)
Авторы: Володин Андрей Геннадиевич

В статье в историческом плане рассматривается процесс развития зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе и его влияние на динамику эволюции регионов Юго-Восточной и Южной Азии. Исторические истоки данного процесса имеют геополитический характер и напрямую связаны с желанием США удержать под своим контролем обширный регион, который превратился в центр экономического роста и развития «постамериканского» мира. Проекты региональной экономической интеграции отражают, с одной стороны, естественное стремление стран двух регионов к более тесному горизонтальному взаимодействию и попытки неплатежеспособной американской экономики сохранить под своим контролем пространство, которое руководствуется своими национальными интересами, всё чаще расходящимися с политическими устремлениями официального Вашингтона, - с другой. В сложившихся условиях претерпевает изменения роль Индии в мировой и региональной политике. Предпринята попытка на фоне тектонических глобальных изменений оценить возможности укрепления российско-индийских отношений.

Сохранить в закладках